Государственное учреждение
дополнительного образования
 
Центр творчества детей и молодежи 
 
"АГАТ"

Версия для слабовидящих

Наши контакты:
г. Могилев, ул. Большая Машековская, д. 9 б
т. +375 222738299, +375 2227 31132
  • s1
  • s2
  • s3
  • s4
  • s5
  • s6
  • s7
  • s8

ГОСТИНАЯ «КАМЕЛЁК» - МАСТЕРСКАЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ

ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ «ОТРАЖЕНИЕ»

Автор-составитель:

Старостенко Маргарита Валерьевна,

педагог дополнительногообразования

Адрес:212002 г. Могилев,

ул. Б. Машековская, 9Б

Контактный телефон: 8 (0222) 73 85 62

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Пояснительная записка

Дети в объединении по интересам бывают разные, и родители разные, но работать нужно уметь со всеми. Как же сделать так, чтобы несколько лет работы с детским коллективом прошли в обстановке сотрудничества и взаимопонимания с родителями? Для оптимизации внешкольной жизни необходимо использовать позитивный эмоциональный потенциал крепкой и здоровой семьи, уделив при этом особое внимание информационно-пропагандистской работе с родителями, внедрению технологий, позволяющих стимулировать родительское творчество и инициативу. Интегрируя воспитательный потенциал и материально-техническую базу объединения мы получаем благоприятную возможность для эффективного решения данной проблемы.

Данный проект актуален, так как каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо развивался. Самое главное в жизни детей – вовремя предоставлять им знания, для того чтобы они могли правильно формироваться. Если ребенок хочет творить, не стоит лишать его такой возможности. Каждый родитель должен понимать, что очередное занятие вдекоративно-прикладным творчеством, наполнено не только учебной информацией, но и созидательной атмосферой, которая и располагает детей к творчеству. Пример родителей способен воодушевить ребенка на любое художественное творение. Взаимодействие может принести пользу не только детям, но и их родителям.

Не стоит забывать, чтовместе – педагоги и родители делают в равной степени одно общее дело, что нам доверено, обучить, воспитать, вырастить из детей достойных людей. Мы, в определенном смысле, коллеги. Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений. Об этом желательно помнить самому и регулярно напоминать родителям.В результате мы увидим рядом с собой людей, безусловно, способных и желающих помогать и детям и объединению.

В свете последних тенденций рассматривается приобщение учащихся и их родителей к сокровищам белорусской культуры. Есть прекрасная возможность расширить знания семей о народном художественном творчестве в совокупности с овладением ремеслами: изготовление соломенного паука на Рождество, оформление яиц на Пасху, изготовление традиционный народных кукол, оберегов. Желающие могут попробовать свои силы в чески шерсти, прядения льняных нитей, плетения и вышивания поясов. Интерактивное знакомство с белорусскими традиционными календарными праздниками и обрядами. Это стало возможным благодаря сотрудничеству с Мастерами ООМР «ШчыраяМайстэрня» и этнохутором «Зелёная роща», где в аутентичных домах Могилёвской области трудятся мастера, владеющие старинными ремёслами. Новые интерактивные мероприятия с квестами и другими современными технологиями.

Анализ проведенного опроса и интервьюирования родителейобъединения по интересам«Отражение»показал, что непременным условием успеха является совместная творческая деятельность руководителя объединения, родителей, социума. На основе полученного результата, пожеланий и запросов, разработан проект гостиной «Камелёк»–мастерская новых возможностейдля родителей и учащихся объединения по интересам.Камелек–небольшая печка, очаг для обогревания.

Деятельность в рамках проекта позволяет значительно разнообразить работу с семьями учащихся. Формы взаимодействия самые разнообразные.Организаторами деятельности гостиной для родителей являются специалист методической службы ЦТДМ «Агат», руководитель объединения по интересам, приглашённые специалисты и мастера ДПИ.

Цель проекта: вовлечение родителей и детей в совместную активную деятельность; развитие эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями;активизация разнообразных форм работы с родителями.

Основные задачи гостиной «Камелёк»:

  • оказывать психологическую помощь родителям, повышать их психологические знания;
  • активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
  • знакомить родителей с различными направлениями в декоративно – прикладном творчестве, развивать творческие навыки;
  • популяризировать здоровый образ жизни.

Основными принцип работы гостиной являются

  • добровольность,
  • компетентность,
  • соблюдение педагогической этики.

Организация деятельности гостиной.

Встречи участников гостиной проходят раз в месяц по субботам, на базе ГУДО «ЦТДМ «Агат» г. Могилева» и на территории этнохутора «Зелёная роща». Актуальны интерактивные программы, совместные экскурсии и походы.

Проведение диагностического мероприятия с целью изучения образовательно-воспитательных запросов и потребностей воспитанников и их родителей.Планирование работы по результатам опроса родителей (законных представителей). Обсуждение результатов работы гостиной на итоговом заседании.

Формы организации:

  • дискуссия,
  • психологические тренинги,
  • интерактивные программы,
  • мастер классы по ДПТ.
  • совместные экскурсии, культ и турпоходы
  • другие

Социальные партнеры: Общественное объединение могилёвских ремесленников «ШчыраяМайстэрня». Телеканалы Могилёв -2 и Беларусь 4 Могилёв. Этнохутор «Зелёная роща»,«Центр городских инициатив».

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.

Условия эффективности

  • разработка нормативной и информационно-методической базы для осуществления мероприятий в рамках проекта
  • педагогическая культура и профессиональная компетенция педагога объединения
  • своевременное информирование воспитанников и их родителей о предстоящих мероприятиях в рамках проекта
  • активное взаимодействие по реализации проект в рамках модели сотрудничества
  • освещение мероприятий в рамках проекта в региональных СМИ,
  • пропаганда эффективной педагогической практики
  • организация продуктивного сотрудничества с партнерами в рамках реализации проекта.

Прогнозируемые результаты

  • вовлечение родителей и детей в совместную активную деятельность;
  • активизация и разнообразие форм работы с родителями.
  • снижение интеллектуально-эмоциональной перегрузки учащихся и их родителей;
  • оптимизация детско-родительских отношений;
  • воспитание уважения к сокровищам белорусской культуры

План  реализации  проекта

п/п

Содержание мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

I. Подготовительный этап

1.

Анализ состояния воспитательной работы ЦТДМ «Агат» в шестой школьный день.

Август-сентябрь 2017 года

Члены творческой группы

2.

Диагностика образовательно-воспитательных запросов

Август-сентябрь 2017 года

руководитель проекта

3.

Совещание по вопросам разработки и реализации проекта. Основные идеи и содержательное наполнение проекта

Август-сентябрь 2017 года

Члены творческой группы

4.

Организационное и информационно-методическое сопровождение деятельности по реализации проекта. Возможности ресурсного обеспечения.

Август-сентябрь 2017

Члены творческой группы

5.

Утверждение проекта «Гостиная «Камелёк» для родителей учащихся объединения по интересам «Отражение»

Сентябрь 2017 года

Методический совет ГУДО «ЦТДМ «Агат»

 II. Основной этап

1

Утверждение плана на учебный год.

Сентябрь

Члены творческой группы

22.

Открытие и функционирование Гостиной  (план работы прилагается)

В течение учебного года

Руководитель проекта

3.

Мониторинг социальной и творческой активности родителей и учащихся

В течение учебного года

Руководитель проекта

4.

Анализ результативности деятельности в ходе реализации проекта

май 2018

Методист Руководитель проекта

II. Заключительный этап

1.

Обсуждение итогов реализации проекта с родителями объединения по интересам

Май 2018

Руководитель проекта

2.

Творческий отчет на педагогическом совете Центра

Май 2018

Руководитель проекта

3.

Оформление результатов работы по проекту в форме методических рекомендаций

Июнь 2018

Методист Руководитель проекта

 

Необходимое ресурсное обеспечение

Кадровое: педагоги дополнительного образования и мастера–ремесленники.

Программно-методическое обеспечение: тематический план гостиной «Камелёк». Программы тематических мероприятий в рамках проекта «Гостиная«Камелёк» –мастерская новых возможностей» для родителей учащихся объединения по интересам декоративно-прикладного творчества «Отражение», разработки интерактивных программ и творческих встреч.

Материально-техническое обеспечение: подготовленные помещения для проведения мастер-классов,совместных мероприятий родителей и учащихся объединения,встреч с интересными людьмина базе ГУДО «ЦТДМ «Агат» г. Могилева»,этнохутора «Зелёная роща».

 

Примерный тематический план гостиной – мастерской «Камелёк»

На 2017- 19 учебный год

 

№ п/п

Тема встреч

Форма проведения

дата

1.      

Знакомство. Входная диагностика.

Интервьюирование

август

2.      

Принятие групповых правил.

Тренинг

3 суббота сентября

3.     .

DranikFest

фестиваль

3 суббота октября

4.      

Стресс и эмоции: распознавание и принятие «негативных» эмоций

Тренинг

3 суббота ноября

5.      

Роспись керамического колокольчика

Мастер класс

3 суббота декабря

6.      

Сказки у ёлки

интерактивная программа

с 25 по 31 декабря

7.      

Горячий фест

Развлекательно-игровая программа

27 января

8.      

Тренинг «Хоровод»

Тренинг

3 суббота февраля

9.      

Желанный день.

Творческая встреча

2 суббота марта

10.            

Изготовление украшений из меди и натуральных камней

Мастер класс

3 суббота марта

11.            

Гуканневясны

интерактивная программа

3 суббота апреля

12.            

А по вытворять! Что это такое?

Тренинг

3 суббота мая

13.            

Большой городской пикник

интерактивная программа

4 суббота мая

14.            

«Солнцеворот»

интерактивная программа

22 июня

15.            

Итоговая встреча

Круглый стол

июль

16.            

Ткачество

Мастер класс

3 суббота августа

17.            

Принятие групповых правил.

Тренинг

2 суббота сентября

18.            

DranikFest

фестиваль

29 сентября

19.            

Традиционные игровые текстильные куклы. Мастерим с детьми(кукла подружка)

Мастер класс

14 октября

20.            

«Танцедвигательная терапия в работе со сказочными архетипами».

Творческая встреча

2 суббота

ноября

21.            

Соломенный паук

Мастер класс

3 суббота декабря

22.            

Новогодняя выставка

интерактивная программа

с 10 по 25 декабря

23.            

Горячий фест

Развлекательно-игровая программа

26 января

24.            

Кулинария как магия (учимся печь пироги) Агроусадьба «Остров»

Творческая встреча

февраль


Основные направления работы гостиной-мастерской «Камелёк»

Тренинги

Одно из направлений работы с детьми и родителями, это проведение занятий на которых с использованием упражнений из игровой терапии, арт-терапии, танцедвигательной импровизации.Происходит усиление способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность. Через организацию свободных игр с детьми и родителямпроисходит повышение родительской компетентности в вопросах воспитания. Все участники тренинга имеют право на свободное участие, лишенное формализма и рутины. Подобные занятия не преследуют терапевтических целей, а носят скорее обучающий и развлекательный характер.

По завершению программы родители начинают более позитивно воспринимать своего ребенка, охотнее преодолевают свои воспитательные стереотипы. Повышается эмоциональная открытость. Эмоциональные нарушения детей (повышенная застенчивость, страх неудачи и пр.) легче преодолеваются.

 

№ п/п

Темы занятий

Форма проведения

дата

 

Принятие групповых правил.

Тренинг

3 суббота сентября

1.

Стресс и эмоции: распознавание и принятие «негативных» эмоций

Тренинг

3 суббота ноября

2.

Тренинг «Хоровод»

Тренинг

3 суббота

февраля

3.

Повытворять! Что это такое?

Тренинг

3 суббота мая

 

Тренинги «Отражение»

Занятие. Принятие правил группы.

Цель:Развитие чувствительности к партнеру, ощущение взаимопомощи и поддержки взрослого

Занятие.Стресс и эмоции: распознавание и принятие «негативных» эмоций.

Цель:Формировать навык распознавания и принятия любых эмоций; обучать навыкам конструктивного выражения эмоций.

Занятие «Хоровод».

Цель вождения хороводов: во время вождения хороводов люди научаются слышать и чувствовать друг друга, действовать слажено. Актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности, повышение групповой сплоченности.

Занятие «Повытворять! Что это такое?».

Цель:Развитие чувствительности к партнеру, ощущение взаимопомощи и поддержки взрослого

Мастерские

Родителей, иногда увлекает процесс рукоделия. Они интересуются современными и актуальными в настоящее время направлениями handmade.

На занятиях мастерской предлагаются встречи по различным видам рукоделия. Есть возможность принять участие вмастер - классах. Роспись керамического колокольчика Изготовление украшений из меди и натуральных камней. Роспись рождественского ангела. Соломенный паук. Ведущие – мастера ООМР «ШчыраяМайстэрня».

 

№ п/п

Темы занятий

Форма проведения

дата

1.     .

Роспись керамического колокольчика

Мастер класс

3 суббота декабря

2.     .

Изготовление обрегов из меди и натуральных камней

Мастер класс

3 суббота марта

3.     .

Ткачество.

Мастер класс

12 мая

4.      

 

Традиционные игровые текстильные куклы. Мастерим с детьми(кукла подружка)

Мастер класс

14 октября

5.      

Соломенный паук

Мастер класс

3 суббота декабря

 

Керамист Семёнов Руслан хорошо известен своей «магнитной» тематикой и «Могилёвскими котиками» намастер- классе он постарается создать целую коллекцию новогодних колокольчиков.

Украшения и меди диковинные и среди них не встретишь не только одинаковых, но и даже похожих. Это потому, что делает их Светлана Лебедева с разными настроениями. О чём она и говорила на МК. Ангелы получились у всех разные. Как и должно было случиться.

Одним из самых древних творений из соломки и, пожалуй, самым загадочным являются соломенные «пауки». Их формы, построенные на соединении множества одинаковых модулей, поражают своей гармонией.Смолякова Алла

Куколка является не просто игрушкой, вязаная из старой одежды, куколка является частицей истории рода человека, рода, к которому он принадлежит даже вопреки своему желанию. Куколка является так же символом внутреннего помощника-предка, символом материнского благословения, как в сказке про Василису Прекрасную. Старостенко Маргарита.

Мастером по ткачеству является выпускница Белорусского государственного университета культуры и искусств, учитель изобразительного искусства в Могилёвской детской школе искусств № 6 – Косуха Наталья.

 

Интерактивные программы и развлекательно - игровые программы

 

№ п/п

Темы

Форма проведения

дата

1.

DranikFest

фестиваль

3 суббота октября

2. 

Сказки у ёлки (мастер-классы)

интерактивная программа

с 25 по 31 декабря

 3.

Гуканневясны

интерактивная программа

3 суббота апреля

 4.

Большой городской пикник

интерактивная программа

4 суббота мая

 5.

«Солнцеворот»

интерактивная программа

22 июня

6.  

Горячий фест

Развлекательно-игровая программа

26 января

 

В эмоционально-увлекательной форме и содержательно организовать досуг детей и их родителей. Обеспечить необходимые эмоциональные условия для развития детской инициативы и самодеятельности. Использовать богатейшие возможности игры, сделать её компонентом воспитательной деятельности. Создать атмосферу психологического комфорта. Участники – учащиеся объединений и их родители.

 

Творческие встречи

 

№ п/п

Тема встреч

Форма проведения

дата

1.

«Танцедвигательная терапия в работе со сказочными архетипами».

Творческая встреча

 

2

Желанный день.

Творческая встреча

2 суббота марта

3

Кулинария как магия (учимся печь пироги) Агроусадьба «Остров»

Творческая встреча

февраль

 

Интересная задумка – творческие встречи.

«Желанный день». В гостях у травницы. Пить загаданный чай, желать себе и миру чего желается, дарить и получать подарки.

Полина Гамаюн– мастер исцеления творчеством, психотерапевт.«Танцедвигательная терапия в работе со сказочными архетипами».

В гостях у Тамары Савицкой. Хозяйки агроусадьбы «Остров»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Цель данной анкеты – изучить Ваши потребности и интересы в вопросах сотрудничества с нашим центром. Ваши искреннее и полные ответы позволят нам построить работу так, чтобы она максимально соответствовала Вашим ожиданиям. Это поможет нам с вами, в обстановке сотрудничества и взаимопонимания, найти разнообразные формы взаимодействия семьи и объединения.

Пожалуйста, прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если такого ответа нет, допишите его.

  1. Что является для Вас главным в воспитании ребенка?

- здоровье и физическое развитие;

- развитие нравственных качеств;

- развитие умственных способностей;

- развитие художественных способностей;

-другое (что именно)__________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов центра

- информационную помощь;

- диагностическую;

- консультативную;

- другую помощь (какую именно) _______________________________

___________________________________________________________

  1. Будут ли вам интересны следующие формы организации встреч

- творческие встречи,

- психологические тренинги, практикумы,

-мастер классы по ДПТ.

-совместные экскурсии, культ и турпоходы

Другие____________________________________________________________________________________________________________

  1. В какой роли Вы могли бы выступить, принимая участие в организации шестого учебного дня

- гид (участие в организации экскурсий и походов);

- наставник (организация занятий с детьми определенным видом деятельности: обучение их танцами, музыке, театрализации, другое);

- групповой помощник (присутствие родителя намастер – классах включение его в разные виды взаимодействия с детьми);

- помощник в разработке теоретических аспектов развития детей;

- другое (что именно) __________________________________________

_____________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Сценарий народного гуляния на летнее солнцестояние

Место проведения: «Зеленая роща»

Дата и время проведения: 22.06.2018 в 19.00

Звучит народная фоновая музыка. Выходит Ведущая.

Ведущая:Добрый вечер, гости званные и желанные! Приходите погулять! Скоро будем начинать! Собирайся народ! Хорошо сегодня, братцы, всем нам вместе сил набраться, погулять и посмеяться! Больно вечер уж хорош. Мы на празднике сегодня будем петь и танцевать. Всем сегодня предлагаем пошутить и поиграть!

Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня будем встречать, а называется он Летнее солнцестояние!

Солнце – источник всей жизни на нашей земле. Когда светит солнце, у всех появляется веселое настроение. Сегодня мы отмечаем праздник летнего солнцестояния – это время самых длинных дней в году, когда солнышко работает почти без перерыва, ведь короткая летняя ночь длится всего 5-6 часов.

Издревле все народы земли отмечали в конце июня праздник вершины лета (по новому календарю празднуется с 6 на 7 июля). У нас это – Иван Купала– праздник очень древний– один из главных праздников календаря славян.

Гости дорогие!!! Участвуйте в конкурсах и зарабатывайте сердечки, которые вы сможете обменять  на призы-сувениры!

Внимание! Мы приглашаем вас посетить наши мастер-классы:

  • Изготовление свечей и кукол-мотанок (Маргарита Старостенко)
  • Ткачество оберегов (Наталья Хорош-Косуха)
  • Добробытницатрадиционная кукла (Анна Елесеева)
  • Купальский венок (Алла Смолякова)
  • Кулон с волшебным камнем (СветланаПунинская)

Огонь, травы и вода вот главные составляющие праздника. Без них не обходится ни один обряд, большая часть которых проводится, конечно, ночью. Ведь праздникто мистический! Но, несмотря на магию, Иван Купала  один из самых веселых и шумных праздников. Существует много народных забав, которые уже не так популярны в наше время. Давайте вспомним их вместе с ребятишками! Уверены, они помогут вам превратить обычный вечер в веселый праздник.Наши предки на этом празднике всегда играли в «Горелки»!

Горелки. Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов спиной к играющим стоит водящий –горельщик (горелка). Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Глянь на небо птички летят,

Колокольчики звенят,

Гляди не воронь, беги, как огонь!

После этих слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик старается догнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем он запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Игра повторяется.Если горельщику удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит – водит.Все игроки получают сердечки.

Прыжки через «огонь». Одна из главных особенностей этой ночи – очищающие костры, через которые прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Для детей, конечно, эта забава опасна, поэтому мы предлагаем заменить костердубцом на который повязаны красные ленты.Дубец постепенно будем поднимать выше и выше. Кто смог  его перепрыгнуть в самом верхнем положении, тот и победил.

Водоносы. Для участия в этой игре понадобятся две команды. Каждая должна состоять не менее чем из четырех человек. На команду даются ложка и пустая емкость, которую необходимо наполнить водой за определенное время. По команде ведущего первые игроки, стоящие в команде, бегут к сосуду с водой и набирают в ложку из него воду. Затем, возвращаются к своей команде, и выливают воду в свою пустую ёмкость. После этого ложка передается следующему игроку. Выигрывает та команда, которая за определенное время наберет больше воды.

Ведущая. На Купалу, многие травы и растения, приобретают целебную и магическую силу. Загадки о растениях.

Высока и зелена

Будет скошена она.

Овцы, козы и коровы

Есть всегда её готовы (трава).

Шёл я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи (ромашка).

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звона нет (колокольчик).

Путник часто ранит ногу

Вот и лекарь у дороги (подорожник).

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка (одуванчик).

Цветочек этот голубой

Напоминает нам с тобой

О небе – чистом-чистом,

И солнышке лучистом! (незабудка).

Каждый, думаю, узнает,

Если в поле побывает,

Этот синенький цветок,

Всем известный (василек).

Из луковки вырос,

Но в пищу негож.

На яркий стаканчик

Цветок тот похож (тюльпан).

Я - травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету (ирис).

На зелёном шнурочке

Белые звоночки (ландыш)

Бабка-Ёжка. Для этой игры нам понадобится метла или веник, ведь какая может быть «Бабка-Ёжка» без метлы. Дети встают в круг, «Бабка-Ёжка» встает в середину круга. Дети начинают дразнить «Бабку-Ёжку»:

Бабка-Ёжка, костяная ножка.

Печку топила, ногу сварила,

Вышла на крылечко,

Съела человечка.

А потом и говорит:У меня живот болит

После этих слов, она начинает крутить метлу по кругу над землей, а дети должны подпрыгивать так, чтобы «Бабка-Ёжка» их метлой не задела.Кого «Бабка-Ёжка» заденет метлой, тот выбывает. Играем до тех пор, пока не останется 1 игрок-победитель.

Веревочка. Для этого конкурса нам понадобится длинная веревка. Середину веревки перевязываем яркой ленточкой. На оба конца веревки привязываются палочки. Кто быстрее накрутит веревку на палочку – тот и побеждает.

Ведущая:На Купалу загадывают свою судьбу, купаются в росе, обливаются водой, которая в эту ночь обладает очистительной силой. И сегодня мы с вами также будем плести венок, загадывать свою судьбу, петь купальские песни и водить хороводы, играть в купальские игры и прыгать через костры, и обливаться водой. Итак, если вы готовы – мы отправляемся в путешествие в магический купальский вечер.

1 ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ БЛОК. (3 темы)

Ведущая:Дороженькиемои, а кто знает, как называется фирменный купальский танец?

«Ручеек»! Это магический обряд, изображающий, как солнце и луна выходят из небесных ворот. Я предлагаю всем вспомнить танец предков и исполнить этот старинный обряд.

Танец «Ручеек»

Ведущая:Какие вы молодцы! Теперь – игра потруднее. Соберитека мне пословицы о солнце. Давайте сделаем так: я начну пословицу, а тот, кто вспомнит ее окончание, пусть поднимет руку, а затем завершит всю фразу. Итак, начали:

– При солнышке – тепло, при матери… (добро).

– Как солнце не закроешь, так и правду… (не скроешь).

– Когда солнца нет, так и месяц… (светел).

– Только солнце встает, сразу… (день настает).

– Повернуло солнце на лето, значит, пошла зима… (на мороз).

– Пока солнце не померкнет, народ… (не сломится).

Каждый правильно отгадавший получает по сердечку.

20.00 – мастер-класс по плетению венков (проводит Алла Смолякова)

Ведущая:Молодцы! Дружно отвечали, а венки к празднику вы сплели? Коли нет? Девицы красные, время в венки травы заплетать пришло. Мы уж вам и цветов нарвали, дело за вами. Венок сплетёте, судьбу свою загадаете, а там уж какая – кого ждёт и узнаете!

Ни одна девушка в ночь на Ивана Купалу не может обойтись без венка. Это не просто летнее украшение, но и мощный оберег от нечистой силы и сглаза, символизирующий круговорот природных сил и бесконечность.

Вот венок волшебный

Очень он полезный

Синий цвет – бережёт от бед,

Радость несёт жёлтый цвет.

Красненький цветочек – миленький дружочек.

И ромашки, как невесты

Заняли в веночке место.

Лист дубовый– это сила,

Всем она необходима.

Здесь и папоротник есть

Сохранит он вашу честь

Колокольчик наш звенит

Сердце радостью горит.

Есть в веночке нашем кашка

Чтоб была полнее чаша.

А берёзовые ветки

Принесут здоровья деткам.

Расчудесный наш венок

Пусть от бед вас сбережёт

Мы сплели его в Купалу

В нём волшебных трав немало.

А пока, милые девушки плетут веночки, мы приглашаем парней сыграть, ещё в одну старинную игру.

«Хвосты. Вызываются желающие. Каждый из игроков получает веревку одинаковой длины с соперником. Веревка заправляется за пояс брюк так, чтобы 2/3 свисали сзади наподобие хвоста. Каждый из игроков должен отобрать хвост у противника, одновременно не отдав свой. Во время игры нельзя толкаться, драться, хвататься руками за все, кроме хвоста, ставить подножки. Победитель тот, кто отобрал хвост у противника, но спас свой.  Цель – спасти свой хвост и собрать больше хвостов противников.

2 ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ БЛОК (3 темы).

Ведущая:Какие же купальские игрища без весёлых игр?! Сегодня вечер не простой, где самые простые вещи превращаются в волшебные.

«Бубен».Вот, например, бубен, весёлый музыкальный инструмент, а сегодня – волшебный, не верите, сами попробуйте. Встаньте, пожалуйста, в круг. Мы бубен сейчас передаём по кругу, и стараемся передать его соседу или соседке как можно быстрее, пока звучит музыка, как только музыка смолкнет, тот, у кого в руках остался бубен – выбывает. И не забываем зарабатывать сердечки!

Ведущая:Для этой необыкновенной ночи есть еще одно, самое сказочное занятие: сесть и послушать шелест травы и листьев! Говорят, на Ивана Купалу все растения наполняются чудодейственной силой и тихо переговариваются между собой. Одним из поверий было завязать на дереве ленточки и загадывать желание. Это дерево в народе называют «марена» или «купала». Я приглашаю всех желающих исполнить этот обычай! Нужно привязать ленточку к молодому деревцу и загадать желание, и оно обязательно исполнится.

Ведьма:Это кто тут без меня ворожбу затевает? Что это вы про меня совсем забыли. Вот когда травки, какой, для привораживания, али от хвори, так это вы ко мне всегда тропинку находите, а в праздник такой, меня Ведьму, на гулянье не пригласили.

Ведущая:Ведьма! Больно не бузи!

и меня ты не грузи!

Не пугай наш люд честной.

Нечистью своей лесной!

Ты про ночь нам расскажи,

В хороводе покружи.

Все секреты трав открой,

Вдруг помиримся с тобой!?

Ведьма:Так и быть, открою я вам несколько секретов своих ведьмовских, но и вы мне сегодня поможете. Давно – давно, мы, ведьмы, научили девушек вплетать в праздник Ивана Купала траву «чтоб парни липли», «для забав любовных», «для приворотного зелья». Вот и я вам сегодня зелье приворотное приготовила. Выпьет его мужчина, и от дам у него отбоя не будет, а коли женские губы к зелью моему прикоснутся, очарует она всех мужчин своим взглядом магическим! (Ведьма угощает всех чаем, морсом и пирожками).

Ведущая:Что-то больно ведьма разгулялась на празднике. Мы про песни и пляски забыли. Ну-ка, люд честной, не стой, скуку отгони долой, выходи на танцы в круг и бери с собой подруг!

3 ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ БЛОК (3 темы).

Ведущая:В ночь накануне Ивана Купалы можно погадать, А еще можно налить в таз воды, на закате солнца шепотом сказать воде свое желание и бросить в таз камушек. Если число кругов будет четным – желание сбудется, если нечетным – значит, не судьба. Помни, между четными и нечетными числами разница небольшая – один лишний круг всегда можно разглядеть при желании!

Проводится гадание на воде.

А собрали вы травы лечебные?

Пели песни величальные?

Загадывали судьбу девичью?

Рвали полынь горькую от ведьм и русалок?

Водили хороводы шумные?

Ведущая:А вы знаете, что в этот день вода обладает магическими свойствами, поэтому все купаются и обливают друг друга. Пришёл «день Иван Купала, обливай, кого попало!», Водой всех купальской обливать! (обливание).

Под веселую музыку из бутылочек все обливаются водой.

Ведущая:А теперь… Танцы до упаду!

4 ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ БЛОК.

Ведущая:Постойте, други мои! Вы видать забыли о главных тайнах Купальской ночи! Сегодня расцветает цветок папоротника, всего на мгновенье «златоогненный цвет» сверкнёт счастливцу, и даст особую силу тому, кто его сорвёт, открывая тайны природы и  награждая богатством.

Пусть каждому из вас улыбнётся удача, и вы отыщете свой цветок счастья!

С праздником вас, люди добрые!

Здоровья вам на годы долгие!

Добра сундуки полные, счастья глаза светлые!

По земле ходить и здорову быть!!!

Звучит музыка. Все расходятся.


Інтэрактыўны занятак «Гуканне вясны»

Мэты: пазнаеміць  архаічным святам «Гуканне вясны», яго сутнасцю і абраднасцю, фарміраваць цікавасць да народнай культуры.

Задачы: распавесці, што такое «гуканне вясны», калі яно праводзілася і навошта, вывучыць з дзецьмі і бацькамі іх карагоды, гульні і танцы, якімі суправаджалася свята.

Змест занятка.

  1. Вядучы задае тэму занятка і пытаецца ў дзетак, ці ведаюць яны што-небудзь пра Гуканне вясны. Разам яны ствараюць карціну святкавання і яго сутнасці. Вядучы распавядае пра шэраг рытуалаў, выпечку птушак, карагоды і іншыя важныя кампаненты абраду.
  2. Каб усе адчулі дух свята, ладзяцца гульні «Баяры» і «Явар», танцуецца «Матлет», «Карапет» і «Месяц». Абавязкова заводзіцца агульны крывы танок (карагод).
  3. Вядучы спявае некалькі песень з загукальнага цыклу і тлумачыць іх сюжэты.
  4. Падводзіцца канчатковая выснова. Тэзісна выкладаецца ўся інфармацыя, якая гучала падчас занятку. Дзеці і дарослыя выказваюцца, спадабалася ім ці не, і калі спадабалася, то што канкрэтна.

Даведка па Гуканні вясны

У Гомельскім павеце гуканне вясны адбывалася наступным чынам. 3 25 сакавіка (благавешчанне) дзяўчаты збіраліся гуртам і ішлі на ўзвышаныя месцы ў вёсцы, звычайна каля гумнаў, падсцілалі салому і, пасеўшы на яе, спявалі да позняй ночы веснавыя песні. Гэтыя песні разносіліся па наваколлі і былі чуваць на суседніх «зборных пунктах». Часам спявалі па чарзе: у адным месцы пачнуць і спыняцца, у другім працягваюць. Хлопцы ж з дудкамі і гармонікамі пераходзілі ад адной групы да другой.

У некаторых месцах з цеста пяклі птушак i, спяваючы веснавыя песні, падкідалі іх угору. Вяснянкі спявалі таксама ля вогнішча, дзе палілі мялле, старыя лапці і інш. Самі ўдзельнікі свята так расказваюць: «Палюць зіму, збіраюць хлам, ідуць на гару і палюць, чысцюць зямлю. Дзеўкі і хлопцы сядзяць кучамі. Адсюль адгалосак туды, а адтуль – сюды». Часам, калі на купальскае свята, моладзь збіралася ля вогнішча і наладжвала ігрышча з пераскокамі праз агонь. Некаторыя даследчыкі, напрыклад Анічкаў, звязвалі гэтыя дзеянні са старадаўнімі вераваннямі, у прыватнасці з верай у ачышчальную сілу агню.

Фота. Свята «Гуканне вясны»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тренинги «Отражение»

Занятие. Принятие правил группы. Цель:Развитие чувствительности к партнеру, ощущение взаимопомощи и поддержки взрослого

Ход встречи

1.Приветствие, комплимент. Все сидят на полу по кругу и по очереди называют свое имя, остальные участники повторяют его нараспев в уменьшительно –ласкательной форме, например: Юля-Юленька. Примечание: если ребенок смущается и не говорит свое имя, то его произносит родитель или другой ребенок. Потом дети по кругу говорят что-нибудь приятное своему соседу: «Ты красива девочка», «У тебя приятная улыбка» и т.д. Такое упражнение вызывает затруднение у детей, которые не очень общительны или не имеют подобный опыт в семье. Кстати, это также трудно и взрослым по тем же причинам

2.Игра «Найди своего ребенка». Родителю надевают повязку на глаза, дети выстраиваются в ряд. Можно изменить прически, банты, некоторые детали одежды, чтобы труднее было узнать. Взрослый ощупывает детей по очереди и в конце концов находит «своего».

  1. Упражнение «Слепой и поводырь».Участвуют «родитель – ребёнок». Одному из участников по желанию завязывают глаза. Он «слепой». Второй будет его водящим. Участие принимает каждый игрок. Как только зазвучит музыка, «поводырь» бережно поведёт «слепого», давая ему потрогать различные вещи – большие и маленькие, гладкие, шероховатые, колючие, холодные. Можно также подвести «слепого» к месту, где предметы издают запахи. Только ничего нельзя говорить при этом. Когда через некоторое время музыка выключается, игроки меняются ролями. А когда возвращаются в круг, то рассказывают, что пережили во время прогулки.
  2. Упражнение «Пирамида». Все садятся в круг. Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем нашу любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свою работу. Расскажите и вы, кого и что вы любите (следуют рассказы).

А теперь давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку поверх моей. Все участники выстраивают пирамиду.

Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая пирамида получилась у нас. А все потому, что мы любимы и умеем любить сами.

Вопросы для обсуждения:что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.

6.Завершение встречи. Все встают в круг, взявшись за руки. Все произносят звук «о», потом «и», «у» начиная с тихого звука и кончая громким. И так несколько раз. Упражнение позволяет поупражняться в модуляции голоса, снять зажимы мышц горла.

Ритуал прощания. Заключительный шеринг.

Занятие.Стресс и эмоции: распознавание и принятие «негативных» эмоций.

Цель:Формировать навык распознавания и принятия любых эмоций; обучать навыкам конструктивного выражения эмоций.

Ход встречи.

Шеринг. Ритуал, приветствия

Основная часть: ведущий кладет в центр круга листы, на которых написано «радость», «грусть», «злость», «страх», «интерес» – это эмоции. После ответов участников на вопрос «Что такое эмоции?», ведущий приводит определение: эмоции - это определённое отношение к кому-то объекту или событию, которое вызвано тем, насколько оно для нас благоприятно. Ведущий говорит, что злость, страх, грусть не всегда негативныеэмоции. Раздражение, беспомощность, апатия– негативные состояния. Каждая эмоция выполняет определённую функцию и для чего-то нужна. Эмоция – это сигнал.

Далее участники делятся на четыре группы, каждая получает задание обсудить, зачем человеку нужна способность, испытывать «негативные» эмоции. Первая обсуждает злость, вторая страх, третья грусть четвёртая - апатию. По ходу обсуждения группа записывает свои выводы. На работу даётся 3-5 минут. Далее группы рассказывают о результатах. Ведущий подводит итог. Выводы записываются на ватман: злость, мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;- страх сигнализирует об опасности;- грусть помогает задуматься;- апатия даёт передышку.

Далее участникам предлагается обсудить, что они делают, когда испытывают негативные эмоции. Стоит ли подавлять негативные эмоции? Можно ли осуждать других за испытываемые ими негативные эмоции. Важно показать, что эмоции нуждаются не в подавлении, а в приемлемом их выражении.

Упражнение. Животные. Упражнение предусматривает символическую ролевую игру и творческое взаимодействие с другими членами группы. (30 минут).

Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. В течение 20 минут вы должны быть этим животным, "переняв" его форму, движения и звуки. Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и "летайте", изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите, сознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь. В заключение поделитесь своими впечатлениями от опыта с остальной группой.

Отражение Упражнение поощряет сознавание тела, творческое движение и межличностнуюэмпатию. Оно дает опыт и руководства, и следования за кем-то. (15 минут).

Материалы: Нет.

Все в группе делятся на пары. Встаньте лицом к лицу и смотрите друг другу в глаза. Кто-то первым начинает делать какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и телом. Во время движения сознавайте свое тело и чувства. В течение всего упражнения смотрите партнеру в глаза и старайтесь сознавать его.

Отражайте движения  – как будто вы его зеркальный образ. Например, если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать. Пусть вас «ведет» ваше тело. Примерно через пять минут поменяйтесь ролями. По окончании задания поделитесь своими чувствами с партнером.

Ритуал прощания. Заключительный шеринг.

 

Занятие «Хоровод».

Ход встречи.

Шеринг. Ритуал, приветствия

Цель вождения хороводов: во время вождения хороводов люди научаются слышать и чувствовать друг друга, действовать слажено. Актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности, повышение групповой сплоченности.

В хороводах гармонично сочетаются: музыка, песня, танец, слова, ритм, темп. У хороводов есть правила: держаться за руки и не сбивать общий темп и ритм.

Хоровод – коллективная медитация по-славянски.

  • Хоровод – это не танец.
  • Хороводы, бывают круглыми, квадратными, линейными, орнаментальными, спиралевидными, динамическими и т.п.
  • Всю красоту хороводов можно увидеть только с высоты птичьего полёта или из недр земли.
  • В хороводе всегда поют. Все. Движение и пение едины.
  • Рисунки хороводов повторяют как макро природные явления (внешний вид млечного пути, орбиты планет нашей солнечной системы, движение солнца), так и микро (строение ДНК, отпечатки пальцев, вид ракушки или молодого ростка и т.п.).
  • В хороводе одновременно ты и в роли ведущего и в роли ведомого. Это горизонтальная структура. Здесь все равны.
  • Хоровод – практика «незначительного присутствия», точка баланса между «я есть» и» «мы вместе».
  • Чтобы быть в хороводе, необходимо освоить три уровня: быть в контакте с собой (с телом и голосом), быть в контакте друг с другом, быть в контакте с окружающим миром.

Если круговые танцы есть практически во всех культурах, то хороводы (или что-то подобное) – только в традиции славянской группы народов.

«Водя круги»внутренний космос каждого человека приходит доладу, все вокруг умиротворяется, гармонизируется, во внутреннем мире человека подсознательно выстраивается модель гармоничного, творческого, приносящего щедрые плоды взаимодействия в социуме и в парных мужско-женских отношениях.

Хороводы невозможно водить одному или «самому по себе», поэтому личность каждогонаучается самобытно проявляться, не нарушая границы других людей, не вразрез с природным жизненным укладом, с почтением и уважением к миру каждого человека, совместно водящего хороводы.

Во время вождения хороводов люди научаютсяслышать и чувствовать друг друга, действовать слажено, ценить отличия функций мужчиныи женщины.

Ритуал прощания. Заключительный шеринг.

 

Занятие «Повытворять! Что это такое?».

Цель:Развитие чувствительности к партнеру, ощущение взаимопомощи и поддержки взрослого

Ход встречи.

Шеринг. Ритуал, приветствия

Упражнения с глиной, пластилином, тестом или воском.

  • Лепим свою проблему (отрицательные чувства) в произвольной форме, «говорим» с ней, высказав ей абсолютно все, что считаем нужным и что накипело.
  • Создаем и разрисовываем разнообразные фигуры.
  • Делаем отпечатки своих рук, своей ступни, различных предметов.
  • Лепим образ своей мечты, образ своего настроения. Предварительно объяснив ребенку, что такое «настроение». А затем обсудить с ним то, что получилось.

Упражнение «Автопортрет в натуральную величину»

Ребенок ложится на большой лист бумаги (старые обои). Родитель обводит контур тела ребенка и предлагает закрасить, раскрасить, так как ребенок считает нужным. Желательно и родителю с помощью ребенка обвести контур своего тела и разукрасить его самому. Упражнение помогает ощутить и укрепить границы тела, что помогает справляться с отрицательными эмоциями.

Упражнение «Работа с творческим мусором» (подходит для подростков и самих родителей)

Для выполнения упражнения понадобится все, что накопилось в глубоких ящиках и уже давно утратило свою ценность, но что жалко выбросить: кусочки бумаги, ткани, фантики, скрепки, ленточки, старые календарики т.п. Раскладываем перед собой эти «сокровища» и отбирает то, что ассоциируется у нас с прошлым опытом, который давным-давно пора отпустить – обидами, страхами, неуверенностью, злостью, разочарованиями, неудачами и прочим. Теперь из всего выбранного материала необходимо составить общую композицию.

Ритуал прощания. Заключительный шеринг.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Введение в психологическое консультирование / Г. С Абрамова – Москва, 2000.
  2. Битянова, М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М.Р. Битянова. - Минск, 2002.
  3. КочюнасРимас Психотерапевтические группы: Теория и практика Учеб.пособие. – / Р. Кочюнас– М.: Академический Проект, 2000. – 240 с.
  4. РудестамКьеллГрупповая психотерапия.Психокоррекционные группы: Теория и практика М.: Прогресс, 1990 – СПб.: Питер Ком, 1998 Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYLIB,– 200с.
  5. Копытин А. И. Арт-терапия / А. И. Копытин –«Питер» 2002– стр318
  6. Копытин Александр Иванович,Корт БеверлиТехники телесно-ориентированной арт-терапии / А. И. Копытин,Б. Корт–: Институт Психотерапии, 2011
  7. Копытин А. И,СвистовскаяЕлена Арт-терапия детей и подростков/А. И. Копытин, Е. Свистовская– «Когито-Центр» 2007.–260 с.
  8. Родионов В., СтупницкаяМ., «Прививка от стресса»/ М. Ступницкая,В.Родионов, Ярославль, 2006
  9. https://samopoznanie.ru/trainings/seminar_kod_russkoy_dushi_s_horovodami_i_pesnyami_dlya_tela/?date=552056

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Кукла – подружка, мастер класс.

Цель: Познакомить с традиционной народной куклой из пряжи, как субъектом культуры и истории. Привить интерес к народному творчеству, приобщение к наследию народной культуры.

Задачи:

- научить технике изготовления кукол; формировать знания, умения, навыки по работе с пряжей.

-вселить ребенку уверенность в своих силах.

-воспитать любовь и уважение к культуре народа;

-воспитать способность и готовность работать совместно, создавая на занятиях дружескую рабочую атмосферу

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная практическая работа. Сохраняющие здоровье технологии. Неформальное общение, музыкальная терапия, физкультминутка.

Форма занятия – мастер класс, совместная творческая деятельность детей младшей группы и средней групп.

Продолжительность – 45 минут.

Зрительный ряд: Слайд презентация «Куклы из пряжи и ниток ».

Музыкальный ряд: народные наигрыши.

Ход занятия.

Организационный момент.

Краткая беседа о последних событиях, как прошла неделя. Какие успехи. Отметить присутствующих.

Содержание занятия.

Педагог. Сегодня у нас непростое занятие, а мастер-класс по старинному русскому обережному рукоделию. На этом занятии вам будет помогать учащиеся старшей группы.

При изготовлении куклы подружки как никогда уместно придерживаться традиционного подхода: не брать в руки иглы, ничего не обрезать. Достичь этого несложно. Слушаем себя, кто как не вы сами знаете, какая будет куколка, и знаете, чего бы хотели от неё. Любите куколку, какой бы она ни была Она создана своими помыслами и руками! Глядишь, она на благодарность и любовь ответит тем же!

Кукла состоит из двух частей тела и рук. Обе части можно сделать, намотав нитки на подходящий по размеру предмет, и снять их не разрезая.

Практическое занятие

Перед проведением практической работы провести инструктаж по технике безопасности при обращении с ножницами.

Для работы подходят нитки-мулине, ирис, объемная синтетическая нить, шерсть. Их длина — высота игрушки, умноженная на два. Определите сами длину волос и рук. Игрушку можно одеть, украсить, как вам больше нравится

См. Технологическую карту.1

Экскурс в историю. Рассказывают и демонстрируют слайды воспитанники старшей группы.

Традиционных кукол. По подобной технологии (с вариантами) делали, например из травы стригушек, а из льна - льняниц. Поменялся материал, нам стали труднодоступными солома, мочало, колоски, высушенная трава, лен. Зато можно использовать нитки для вышивания и остатки пряжи. Все они бытовали одновременно в XIX – XX веках в провинции. Каждый тип в свою очередь рассыпан на множество местных вариантов, характерных для места бытования: мочально-верёвочные (кудельные), на крестце, жгутиково-узелковые, столбушки-закрутки, сшивные, деревянные.

Кроме куклы подружки есть и другие похожие куклы из пряжи и ниток.

В Беларуси это целительная кукла. Демонстрация слайда 1

Целительная кукла "На здоровье" делается только из льняных ниток, так как считается, что лён своими природными свойствами очень экологичени забирая болезнь на себя, помогает человеку поправиться. Эта кукла ничем не украшается и не терпит суеты, а напротив, делать её надо, стараясь максимально пребывать в состоянии благости, сконцентрировавшись помыслами о больном человеке, для которого это делается. Захворавшему ребёнку кукла кладётся в кроватку, он может с ней играться, а как только хворь уйдёт, кукла сжигается. Заплетая косу у куклы надо приговаривать: "На здоровье, на здоровье" По окончании изготовления и при передаче больному повторять: "На здоровье".

В России. Традиционная кукла оберег Доля - олицетворение судьбы.

Демонстрация слайда 3

Самое древнее женское Божество Макошь наделяла каждого долей, а её помощницы (Доля и Недоля, или Среча и Несреча) пряли нити судьбы для каждого. При неудачной судьбе говорили: "Несреча тонко прядёт" У Макоши просили хорошей доли, удачной судьбы и для девушки это конечно: хороший жених, удачный брак, благополучная жизнь.

На Украине образы лесных царевен - Мавок. Демонстрация слайда 3

Веселые мотанки «Украиночка», «Подорожница»

Демонстрация слайда 4

«Неразлучники»

Неразлучников раздвигалась немного в стороны, и на общую крепкую родительскую руку вешался маленький ребенок, куколка, сделанный из ниток. Этот своеобразный символический обряд повторялся после каждого прибавления в семействе. Сколько было детей, столько и куколок висело на общей руке кукол Неразлучников. Цвет куколок тут уже не имел никакого значения. Куколки вязались одинаково как для мальчиков, так и для девочек, так как в возрасте до пяти лет всех детей одевали одинаково в длинную полотняную рубаху.

Демонстрация слайда 5

Стригушки

Демонстрация слайда 6

Производными от «стригушки» были куклы «Мартинички»

Демонстрация слайда 7

Название Мартинички уже указывает, что делалась эта кукла в марте. Ею «закликали» весну, приближали ее начало, праздновали и радовались ее приходу. Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе.

И конечно, кроме праздничного, притягивающего событие, значения эти куколки играли еще и обережную роль. Все начало марта, вплоть до весеннего равноденствия, считалось неблагоприятным временем жестокого разгула злых сил. Зима уходит, а с ней уходит и их время, вот и злятся злыдни, лютуют, стараются напакостить побольше напоследок. Поэтому роль Мартиничек также в том, чтобы оберечь от злых воздействий человека и жилище.

Подведение итогов. Рефлексия.

 

Технологическая карта 1

Этапывыполнения

Графическоеизображение

1.  

На картоне выбранного размера делаем намотку ниток для тела. Фиксируем.

 

 

2.  

Намоткуюбкиразрезаемснизу

 

3.  

На картоне выбранного размера делаем намотку ниток для косы. Намотку разрезаем снизу

 

 

4.  

Кладем посередине туловища нитки-волосы, перегибаем их и перевязываем ниткой или тесьмой.

 

5.  

Заплетаемкосу

 

 

6.  

Перевязываем шею

 

7.  

 Готовим намотку для рук. Снимаем, не разрезая.

 

 

8.  

Вкладываем ручки, завязанные на запястьях ниткой

 

9.  

Перевязываемталию. Платьеготово

 

10.            

Скручиваем жгутик, на котором будет зафиксирована куколка

 

11.            

Фиксируем куколку. Можно платье превратить в штаны, разделив нити надвое и перевязав их снизу

 

 

Литература и информационные  ресурсы

  1. .Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011. – 400 с.
  2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь»: от 14.12.2006 г. № 125 [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. – Режим доступа: adu.by/wp-content/uploads/2015/.../
  3. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149) [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал.– Режим доступа: www.adu.by/wp-content/uploads/2014/posle_urokov/...i...i.../
  4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016– 2020 годы (утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22 февраля 2016 г. № 9) [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: edu.gov.by/doc-3999313.
  5. Ананина, Т. Художественные изделия из кожи / Т. Ананина. - М.: РУДН, 1994.
  6. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе / И.А.Баева. - М.: Речь, 2002.
  7. Беларускаяміфалогія. Энцыклапедычныслоунік. – Мінск: Беларусь, 2004.
  8. Битянова, М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М.Р. Битянова– Минск, 2002.
  9. Абрамова, М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству / М.А. Абрамова. - М-ваВладос, 2002.
  10. Арт-терапия / Сост. и общая редакция. А.И. Копытина. – СПб.: Питер., 2001,– 320 с.: ил. – ( серия «Хрестоматия по психологии»)
  11. Берстенева, Елена Догаева Наталия Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками / Е. Берстенева, Н. Догаева– Белый город , 2010
  12. Битянова М. Планирование психологической Деятельности/ М Битянова – М.: Педагогика, 1989
  13. Горожанина, С.В,Зайцева, Л.М, Русский народный свадебный костюм. / С.В Горожанина, Л.М. Зайцева, - Культура и традиции, Москва 2003г.
  14. Дайн, Галина Русская народная игрушка / Г Дайн - Легкая и пищевая промышленность 1981 г.
  15. Дайн, Галина Дайн, Мария Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Дайн, М. Дайн - Культура и традиции, Москва, 2007
  16. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения/ С.С.Кашлев – МН.: Белорусскийверасень, 2005. -196 с.
  17. Ковычева, Елена Народная игрушка / Е.Ковычева Издательство: Владос; 2010 г.
  18. Козловская Л.И. Организация досуга подростков в детском оздоровительном центре. Пазашкольнаевыхаванне. – 2010. - № 6. – С 34 – 43. 4,5 с.
  19. Козловская Л.И Игровые программы: условия успеха. //Пазашкольнаевыхаванне. – 2009. - № 10. – С.45-49
  20. Козловская Л.И. Игра в социокультурной деятельности. //Воспитание личности в социокультурном пространстве / Под общ.ред. В.Н. Наумчика. – Мн.: Изд-во “Четыре четверти”, 2008. - С. 33 – 43.
  21. Котова, Арина, Котова, Ирина Русские обряды и традиции. Народная кукла /А. Котова, И. Котова,– Паритет, 2008 г.
  22. Лыкова И.А Бабушкины куколки / И.А. Лыкова - Издательство: Цветной мир 2012 г
  23. Лыкова, И.А Детский дизайн. Куколки из сундучка / И.А Лыкова - Цветной мир , 2012 г
  24. Сергейчук Д. П. Социально-культурное пространство белорусской народной игры [Текст] / Д. П. Сергейчук // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г Санкт-Петербург,февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 259-261.
  25. Шайдурова, Н.В. Традиционная тряпичная кукла. / Н.В. Шайдурова, - Детство, 2012 г.
  26. http://stranamasterov.ru/node
  27. http://www.rukukla.ru
  28. http://akademijaumelieruki.
  29. http://s30893898787.mirtesen.ru/
  30. http://www.aleslos.com/
  31. moluch.ru/conf/ped/archive/21/1807/
  32. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1807/

 

roo new 

gmis mogilev slogan

карта обрсети

баннер картинка

molodezhprotiv

 prydnyaproue

logo new 2

служба занятости

bannerkdn

облгаз

изображение viber 2023-02-06 15-17-30-205

football all

Scan20230418194242socsorobl22