$doc->addStyleSheet('templates/' . $this->template . '/css/custom.css');
Печать
Категория: Городские и районные клубные формирования
Просмотров: 1514

Инновационные подходы к организации обучения

финансовой грамотности.

Семенова Юлия Владимировна,

заместитель директора,

государственное учреждение

дополнительного образования

«Центр творчества детей и молодежи «Агат» г.Могилева»

Процесс становления гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом определяется уровнем гражданского образования. Основные составляющие этого комплексного понятия – социальное и финансовое образование. Поэтому для современных учреждений образования одной из наиболее актуальных, стратегических задач является повышение социальной и финансовой грамотности детей и молодежи. Сегодня необходимо осуществлять воспитание личности, способной к инновациям, управлению собственной жизнью и жизнью общества, готовой обеспечивать личную материальную независимость и позитивно влиять на экономический рост страны в целом. Финансовая грамотность является целью, результатом и важнейшей составляющей социального воспитания; обеспечивает успешную социализацию личности на всех этапах ее становления. Финансовая грамотность предполагает понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей (принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели). Значимость работы по финансовому образованию молодежи оценена во всем мире.

Финансовая грамотность детей - это вклад в их будущее, важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения высоких стандартов качества жизни и финансовой безопасности населения и будущих его поколений. Социологические исследования, проведенные в нескольких регионах Беларуси, констатируют: родители в большинстве случаев не уделяют должного внимания финансовому образованию своих детей, так как сами не обладают достаточным уровнем знаний и навыков в сфере управления финансами.

Данный факт подтверждает необходимость разработки соответствующей программы по финансовому образованию детей. Государственное учреждение дополнительного образования «Центр творчества детей и молодежи «Агат» города Могилева выступило с инициативой создания районного клуба «Школа финансовой грамотности» с целью доступного знакомства учащихся с основами финансовой грамотности и немедленного использования этих знаний на практике. Совместно собластным управлением ОАО АСБ «Беларусбанк» филиал № 700 была разработана программа деятельности клуба с использованием учебников и пособий для школьников о финансовой грамотности, выпущенных при участии Национального банка Республики Беларусь и Ассоциации белорусских банков. [1,2,3]

До начала внедрения данной программы была проведена огромная подготовительная работа по подготовке педагогов. Бала проведена серия образовательных мероприятий, как в Центре, так и на базе областного управления ОАО АСБ «Беларусбанк» филиал №700. В программу подготовки педагогов входили следующие мероприятия: серия обучающих семинаров по повышению финансовой грамотности по различным разделам, проводимые специалистами управления, мастер-классы по проведению занятий по финансовой грамотности, изучение специализированной литературы, экскурсия и знакомство с особенностями работы в банковской сфере.

Данная программа была апробирована в 2014/2015 учебном году. Впоследствии была доработана и усовершенствована для работы районного клуба в 2015-2016 учебном году.

Работа по повышению финансовой грамотности продолжается в ГУДО «Центр творчества детей и молодежи «Агат» г. Могилева». В 2016-2017 учебном году налажено сотрудничество с Главным управлением Национального банка РБ по Могилевской области. Занятия по повышению финансовой грамотности продолжаются в летний период: дни юных финансистов проходят раз в неделю в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием «Юные таланты», «Надежда», работающих на базе Центра. С 2017-2018 учебного года планируется открытие районного клуба, работающего в шестой школьный день «Кредитная суббота», в рамках которого будут проводиться совместные занятия для учащихся и их родителей.

Программа работы клуба «Школа финансовой грамотности» рассчитана на 1 год и рекомендуется для занятий с учащимися 9–х классов. Занятия проводятся с группой из 40 человек, 1 раз в месяц по 2-3 часа. Занятия проходят на базе областного управления ОАО АСБ «Беларусбанк» филиал № 700 совместно с представителями банка по разным направлениям деятельности: кредитного, валютного и других отделов банка.

Цель программы: социальное и финансовое образование учащегося как средство воспитания активного, ответственного и инициативного гражданина.

Для достижения поставленной цели используются следующие задачи:

- дать знания о ценности денег и стоимости труда;

- научить ценить важность планирования бюджета;

- научить, как правильно пользоваться банковскими услугами;

- сформировать умение ставить цели, планировать и координировать использование ресурсов, следовать своим планам;

- научить управлять личными финансами, правильно сберегать и расходовать свои средства;

- дать знания и понимание важности правильного использования природных и финансовых ресурсов, сформировать чувство ответственности в расстановке приоритетов при их использовании.

Образовательный процесс в клубе строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями подростков. Вариативность и гибкость материала программы позволяет учесть интересы тинэйджеров сегодняшнего дня. 

Разнообразие предполагаемых программой форм и методов работы с учащимися делает обучение интересным и динамичным.

В зависимости от темы и поставленной учебной цели на занятиях используются фронтальная, индивидуальная, групповая и парная формы обучения.

Рекомендуются методы, которые помогают ребенку стать активным участником образовательного процесса. Развитию критического мышления и творчества учащихся способствует решение проблемных ситуаций. Такая система занятий обеспечивает получение комплексных знаний, практических навыков.

Обучение ведётся с применением различных методов и приёмов, таких как:

1. Экскурсии, встречи с интересными людьми - с представителями банка по разным направлениям деятельности.

2. Занятия в форме беседы, деловой и ролевой игры, викторины, дискуссии, строительно-конструктивных, подвижных, игр-импровизаций.

В результате освоения программы клуба «Школа финансовой грамотности» учащиеся получают представление о понятии «личность», о правах и обязанностях, о сбережениях и тратах, о планировании и бюджете, о банковских профессиях.

Основные этапы реализации программы:

I. Подготовительный этап (август-сентябрь): оценка состояния готовности педагогов к работе в клубе «Школа финансовой грамотности»; разработка комплексно-целевой программы клуба; анализ ресурсного обеспечения.

II. Диагностический этап (в течение года)определение и создание оптимальных условий для реализации программы клуба.

III. Практический этап (в течение года)обеспечение выполнения реализации программы деятельности клуба.

IV. Заключительный этап (май)анализ полученных результатов, оценка положительного и отрицательного опыта деятельности учреждения образования, распространение опыта в образовательный процесс других учреждений образования.

В конце учебного года в клубе «Школа финансовой грамотности» проводится итоговое занятие с приглашением гостей, на котором учащиеся могут продемонстрировать свои финансовые знания. Итоговое занятие проходит в форме тестирования «Моя большая контрольная работа», по итогам которой награждаются самые финансово-грамотные и активные участники клуба.

Подводя итоги проделанной работы в клубе «Школа финансовой грамотности» хочется сказать, что получив финансовые знания, учащиеся смогут более осознанно подумать о своем будущем, сформировать правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. А главное - научатся искать и находить способы управлять своими деньгами так, чтобы все мечты раньше или позже исполнялись!