Государственное учреждение
дополнительного образования
 
Центр творчества детей и молодежи 
 
"АГАТ"
Наши контакты:
г. Могилев, ул. Большая Машековская, д. 9 б
т. (8-0222) 73-82-99, (8-0222) 73-11-32
e-mail: ctdmagat@tut.by

Психологический тренинг «Путь к себе»

 Время проведения:23.02.2018г., 15.00

Место проведения:ГУДО «ЦТДМ «Агат» г. Могилева»

 

Цель: Улучшение психологического здоровья подростков через оказание помощи в преодолении противоречий между потребностью понять себя и недостаточным умением анализировать личностные проявления, недостаточным уровнем объективных знаний о себе и окружающей действительности.

Задачи:

- учить получать знания о себе и окружающих;

- развивать рефлексию как процесс принятия и понимания самого себя;

- способствовать самоопределению и поиску жизненных ценностей.

Участники:учащиеся 7 -8-х классов школ Ленинского района г. Могилева.

Количество участников:.

Продолжительность:45 минут.

Оборудование: бланки тестов и ручки на каждого участника, карточки-анкеты,карточки-задания, листки для письменных ответов по количеству участников.

Подготовительная работа: расстановка стульев по кругу.

Методы и формы работы:

практические упражнения, тест, групповые дискуссии.

 

ХОД ТРЕНИНГА

  1. I. Организационное начало.

Упражнение «Я – человек, который…»

Цель: знакомство участников тренинговой группы, снятие психологического напряжения.

Инструкции участникам: группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и говорит предложение, обозначив, что для него более характерно. Например «Я, человек, который не выносит однообразия, не любит неожиданностей…» и т. д.

Смысл упражнения:осознание собственной индивидуальности.

Объявление темы и целитренинга.

  1. II. Вступительная беседа.

Правила работы в группе:

  1. 1. Единая форма общения друг к другу на «ты» (по имени).
  2. Общение по принципу «здесь и сейчас». Во время тренинга вы можете говорить только о том, что волнует вас именно сейчас, и обсуждать то, что происходит с вами в группе.
  3. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга.
  4. 4. Безличные слова и выражения типа «Большинство людей считают, что ..», «Некоторые из нас думают..», заменяем на «Я считаю, что…», « Я думаю…». По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Должна быть искренность в общении.

5.Активное участие в происходящем и уважение к говорящему человеку.

  1. Не болтать во время тренинга.

 III.Основная часть.

 Тест «Знаю ли я себя»

Цель: определение учащимися знаний о своих качествах личности.

  1. Если ты выбираешь какое-либо дело, то можешь ли ты объяснить себе, почему выбор именно таков.

Да – 2   Трудно сказать – 1   Нет – 0

  1. Понимаешь ли ты причины плохого или хорошего отношения товарищей к тебе?

Да – 2   Трудно сказать – 1   Нет – 0

  1. Были ли у тебя на прошлой неделе поступки, причины которых затрудняешься объяснить?

Были – 0   Не помню – 1   Не были – 2

  1. Если время вернуть назад, то вчерашний день:

Прожил бы точно также – 1  Многое сделал бы лучше – 2  Не считаю нужным думать об этом – 0

  1. Можешь ли предсказать, как поступишь в сложной ситуации?

Да – 2   Трудно сказать – 1   Нет – 0

  1. Хорошо ли ты знаешь, что изменилось в тебе, если сравнить поведение сегодня и год назад?

Знаю – 2  Не знаю – 0  Не задумывался – 1

  1. Задумываешься ли ты, какие изменения могут произойти в тебе завтра?

Задумываюсь – 2  Не задумываюсь – 0  Над этим мне предстоит подумать – 1

  1. Трудно ли выбрать то дело, которое соответствует твоим качествам личности?

Трудно – 0  Не трудно – 2  Не знаю – 1

  1. Знаешь ли ты, какая примерно профессия соответствует твоим качествам личности?

Знаю – 2  Не знаю – 0  Не задумывался – 1

  1. Знаешь ли ты, как произвести хорошее впечатление на окружающих?

Знаю – 2  Не знаю – 0  Не задумывался – 1

  1. Смог бы ты назвать героя книги или фильма, на которого похож?

Смог – 2  Не смог – 0  Не задумывался – 1

16 и более очков – ты себя знаешь достаточно хорошо.

10 – 16 – следует более глубоко изучить свои качества.

Менее 10 очков – изучение самого себя следует начинать немедленно, так как промедление приведет к нежелательным результатам.

Упражнение «Без маски».

Цель: снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности, формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности «Я».

Инструкция участникам: все участники поочередно берут карточки, которые лежат на столе, и, без подготовки, продолжают высказывание, начало которого записано на карточке. Группа прислушивается к интонациям, голосу, оценивает меру искренности. Если признано, что высказывание было искренним, то упражнение продолжает следующий участник. Если же группа признает, что оно было шаблонным, неискренним, участник делает еще одну попытку, но уже после всех.

Содержание незаконченных предложений:

«Мне в особенности не нравится, когда...»

«Мне очень хочется забыть, что...»

«Однажды меня напугало то, что...»

 «В незнакомом обществе я ощущаю...»

« Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня, ...»

«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ...»

 «Иногда люди не понимают меня, потому что я ...»

 «Верю, что я ...»

«Мне бывает стыдно, когда я ...»

«Особенно меня раздражает, что я ...»

« Мой первый успех в жизни это…»

« Мне сложно смириться с…»

«Я люблю в людях…»

« Я расстраиваюсь когда…»

« Самые значимые для меня люди это…»

« Я хочу, чтобы у меня получилось…»

« Мне нравится в себе…»

« Мне бывает грустно когда…»

« День моего рождения для меня это…»

« С удовольствием я делаю…»

« Я никогда не соглашусь с…»

« Мне очень хотелось бы…»

 Упражнение «Качества современного подростка».

Подросткам на листке бумаги, предлагается выбрать из общего списка качеств те качества, которыми, на их взгляд, должен обладать современный подросток. Тот вариант, который они выбирают, должны подчеркнуть в списке. Свой выбор каждый участник комментирует (Приложение 1.).

  Упражнение «Ромашка».

Цель:оказание помощи учащимся в осознании значимых и важных ценностей жизни.

Пояснение:это упражнение направлено на осознание участниками всего, что для них ценно, оно помогает ребятам ответить на вопросы: без чего мы не можем себя помыслить? Что для нас по-настоящему важно и значимо?

Реквизит:лист бумаги на каждого участника.

Задание:На листке бумаги учащиеся пишут по два ответа на каждый предложенный  вопрос:

- «Без чего я не был бы я?»

- «Что мне особенно дорого, ценно и важно в жизни?»

- «Без чего я себя не представляю?».

На листке могут быть написаны какие-то важные вам люди: родители, друзья; важные чувства: любовь, понимание; ваше хобби, учеба; какие-то очень важные для вас вещи: плеер, чей-то подарок.

Дети пишут все, что для них действительно значимо и важно.

Далее учащиеся должны вычеркнуть ценности, без которых они смогли бы обойтись. Все это выполняется по кругу. Все по очереди вычеркивают ценности. Должны остаться две самые важные ценности.

Анализ упражнения:Что вы чувствовали, когда расставались с важными для вас ценностями (почувствовали облегчение, было очень тяжело и т.д.) 

  1. IV. Подведение итогов

С участниками тренинга проводится анкета «Откровенно говоря…» (Приложение 2.).

 

  Сценарий составила педагог-психолог                   Ю.П. Кондрашова

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 

Аккуратность 

Трусость  

Равнодушие

Отзывчивость

Грубость

Ответственность  

Искренность

Обидчивость

Смелость

Вспыльчивость  

Воспитанность

Самообладание

Грамотность  

Безответственность

Общительность 

Целеустремленнось

Застенчивость

Наглость

Любознательность

Жестокость

Уверенность в себе

Скромность

Лживость

Честность

Сострадательность  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Дата занятия_________

Мое тренинговое имя__________

 

  1. Во время занятия я понял(а) что…
  2. Самым полезным для меня было…
  3. Я был бы более откровенен, если…
  4. Своими основными ошибками на занятия я считаю…
  5. Мне не понравилось…
  6. Больше всего мне понравилось, как работал(а)…
  7. На следующем занятии я хотел бы…
  8. На месте ведущего тренинга я…