Государственное учреждение
дополнительного образования
 
Центр творчества детей и молодежи 
 
"АГАТ"

Версия для слабовидящих

Наши контакты:
г. Могилев, ул. Большая Машековская, д. 9 б
т. +375 222738299, +375 2227 31132

 

 

Творческий проект

 

«Скрыначка з ўпрыгожваннямі»

Объединение по интересам «Умелые ручки»

 shkat1

 

педагог дополнительного образования

Романова Е.В.

Адрес: 212002 г. Могилев,

ул. Б. Машековская, 9Б

Контактный телефон:

8 (0222) 73 85 62

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

Содержание

 

Паспорт проекта                                                                                             

Введение                                                                                                 

1. Основная часть

1.1 Традиции соломоплетения                                                    

1.2 Современое рассмотрение                                                     

2. Технологический этап                                                                       

Вывод                                                                                                   

Литература и информационные рерурсы                                             

                                                                                  

   Приложение А                                                                         

   Приложение Б                                                                         

   Приложение В                                                                         


 

Паспорт проекта
 
Название проекта .«Скрыначка з ўпрыгожваннямі»

Тип проекта: художественно-творческий.

Участники проекта: Воспитанники средней группы объединения по интересам «Умелые ручки» 10-12 лет.

Сроки реализации проекта: долгосрочный проект – в течение учебного года.

Цель проекта: Разработать и изготовить украшения и шкатулочки для них с декором из льна и соломки

Задачи проекта

  • Развить познавательный интерес, художественные и творческие способности у детей;
  • Формировать расширять и углублять знания учащихся по истории развития декоративно-прикладного творчества Беларуси.
  • Проанализировать эскизы и выбрать лучший вариант для выполнения задуманного.

Формы и методы реализации проекта. Теоретический метод исследования – анализ научной и специальной литературы по теме «Белорусская соломка» и «Современные соломенные украшения».

Художественно-творческий проект предполагает не только создание предметов прикладного искусства, но и творческое восприятие действительности, образное мышление, творческий подход к заданной теме.

Актуальность проекта Сохранение культурно-исторического наследия. Использование традиционных материалов в современных тенденциях. Возможность развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка.

Формы представления результатов проекта: оформление материалов исследования, проведение познавательных занятий и мастер классов по теме «Украшения из соломки» в группах объединения по интересам «Умелые ручки» и педагогами художественного отдела. Художественное изделие в виде выставочных и подарочных работ.

Учреждения и организации, во взаимодействии с которыми выполняется проект: библиотека-филиал № 4 имени М. Лермонтова», мастера ООМР "Шчырая Майстэрня".

Прогнозируемые результаты:

- расширение знаний учащихся о традиционных белорусских и местных изобразительно-художественных и декоративно-прикладных видах творчества

- воспитание уважения к сокровищам белорусской культуры.

Материалы: Соломка. Льняные нити. Льняной жгут. Лён декоративный. Ножницы. Бусины, швензы, леска. Круглогубцы. Степлер. Контейнер для запаренной соломки, Контейнеры для деталей. Игольница, иголки, нитки. Заготовки для шкатулок.


Введение

 

Народное искусство не может осознаваться как пережиток прошлого, поскольку оно связано с современной жизнью, традициями, исторической памятью поколений. «Можно сказать, что народное искусство – это прошлое в сегодняшнем и в будущем, что приходит на смену сегодняшнему. Его главной движущей силой является закон традиции. Именно традиция остается основным стержнем сохранения и развития народного искусства, традиция не только в стилистической, образной, знаково-символической, в определенной степени канонизированной творческой обработанности, а в историческом самосознании осмыслении человеческого бытия и Мира в целом” [13, с. 15].

Сегодня заметно изменился и характер народного искусства. Если раньше оно определялось преобладанием бытовых, практических функций (т.е. носило утилитарный характер), то на современном этапе бытуют главным образом те виды народного декоративно-прикладного искусства, которые удовлетворяют, прежде всего, эстетические, духовные потребности.

Народному искусству Беларуси на всех этапах его существования свойственна традиционность. Понятие «традиционность» в данном случае включаются «те многочисленные идеи, образы, сюжеты, символы знаки или формы предметов, которые возникли в далекие времена и, трансформировавшись через столетия и тысячелетия, дошли до нашего времени, сохранили устойчивые признаки художественного сознания народа» [13, с. 18-19].

Развитие традиций в народном искусстве – результат коллективного опыта и передачи его из поколения в поколение. Причем каждое новое поколение использует в дальнейшем развитии искусства только то, что понятно, и не обходимо на новом историческом этапе. Активно развиваются те виды народного декоративно-прикладного искусства, которые органично вписываются в современный интерьер, выполняют художественные и сувенирные функции. Приоритетное положение в современной народной культуре Беларуси занимают гончарство и соломоплетение. Изделия из соломы – своеобразный феномен белорусской культуры, стали символом белорусского народного искусства. Разнообразные головные уборы, бижутерия, цветы, венки, елочные игрушки свидетельствуют о богатстве и безграничности народной фантазии, постоянном стремлении к творчеству, способности чутко реагировать на требования современности.

Утратившее свое первоначальное бытовое ритуальное назначение, соломоплетение сохраняется и развивается нашими современниками как одно из величайших культурных и духовных наследий, доставшееся нам от предков, демонстрируя великолепную гамму своих декоративных свойств.

Считается, что искусство плетения появилось, как только человек начал выращивать хлеб. Издавна считалось, что солома - отличный оберег, потому что несёт тепло и позитив. Из соломки создаются не только обереги. Делают, предметы быта, произведения искусства и сувениры. Хрупкая, неподатливая солома в руках художника становится мягкой и гибкой. Из соломенных лент мастер, владея всеми техниками плоского и объёмного плетения, кропотливо сплетает различные косы, витые цепочки. Придумывает оригинальную форму

Невероятная тонкость, пластика и «белорусское золото» превращается не только в традиционные куклы, цветы, обереги, но и в удивительные украшения. Сравнительно недавно украшения из соломки браслеты, кольца, бусы, брошки носила молодёжь на селе. Однако сегодня, благодаря невероятно популярному и востребованному направлению «экологичность», в еде, интерьере и одежде актуальна соломенная и льняная бижутерия. Украшения из «белорусского золота» могут стать отличным трендом в мире моды.

Гипотеза: если в изготовить авторское украшение и шкатулки из соломки «белорусского золота», то можно выглядеть стильно современно модно.

Проблема: Для создание современного образа украшение из соломки будет актуально.

Объект исследования – технология изготовления украшений и шкатулки из соломки.

Предмет исследования – украшения и шкатулки из соломки.


 

1. Основная часть

1.1 Традиции соломоплетения

 

Декоративно - прикладное искусство один из древнейших видов художественного творчества. Каждый народ, в том числе белорусы на протяжении тысячелетий создавал свою культуру. Декоративно-прикладное народное искусство (искусство этноса), связанное с крестьянством, с обработкой земли, является неотъемлемой частью культуры общества, отличается ярким своеобразием, самобытностью, целостным чувством мира.

Соломоплетение – одно из древнейших ремесел. На черепках древнеегипетской глиняной посуды исследователи находят отпечатки плетеных соломенных изделий.

В Беларуси плетением из соломки занимались издавна. Соломой покрывали крыши жилищ, она шла на подстил и корм скоту, обувала и одевала человека, служила постелью, а в неурожайные годы ее подмешивали в хлеб. Из нее изготавливали домашнюю утварь, головные уборы, игрушки и украшения.

Соломоплетение в обрядах белорусов.

Различные фигуры из соломки это не просто игрушки, это символы божества, защитники:

конь герой многих поверий и сказок - всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником;

коза символ урожая и плодовитости;

кукла Мать-Прародительница, защитница женщин;

птицы души предков, охраняющие и помогающие живущим на Земле.

Самой древней и распространенной традицией было сохранение и украшение первого «зажиночного» и последнего «дожиночного» снопов. В большинстве мировых культур вера в Духа урожая, который обитает в зерне и чей дом человек разрушает после того, как собирает урожай, была очень сильна. Известные во многих странах мира плетения в виде клеток, венков были призваны служить временным пристанищем утратившему свой дом Духу поля. В Беларуси эту функцию выполняла «борода» или «божья борода» украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле.

Трудно поверить, но когда-то на праздники у белорусов не было елки. По дохристианский традиции, роль украшения, а также символа обновления выполнял в белорусских домах соломенный паук. На Новый год дом украшал новый паук, а старого, который, как предполагалось, за год собирал все отрицательное, сжигали. Паука плели женщины. Стандарта плетения паука не существует, его могли украшать соломенными солнышками, сухими цветами, бисером, цветными тряпочками, да чем угодно, но основой всегда должна была быть ржаная солома.

Народное декоративно-прикладное искусство связано с крестьянством, с его традиционным бытом и укладом, с традиционными представлениями о красоте. Это мир особого отношения человека к своему труду, жизни, окружающему пространству. Необходимые предметы, которые крестьянин создавал для нужд семьи, всегда отличались цельностью, функциональностью, красотой и выветренностью форм, своей рукотворностью.

От поколения к поколению осознанно, применительно к руке шлифовались, эстетические представления о вещи, будь то одежда, предметы быта, игрушки, орудия труда или изделия, связанные с определенными обрядами. Устойчивость традиций и преемственность являлись созидательной силой для сохранения самобытной культуры.

В изобразительном творчестве для народного искусства характерны стилизация, образное подчеркивание характерных особенностей объекта изображения, выделение главного, контрастное соотношение цветовых тонов. На современном этапе с изменениями духовных запросов человека в социальной сфере традиционное искусство народов мира продолжает развиваться, органично обогащаясь за счет индивидуального вклада отдельных мастеров, расширения технологических возможностей, применения новых материалов.

1.2 Современое рассмотрение

 

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это искусство создания вещей для удовлетворения бытовых нужд, и в тоже время, украшения жизненного пространства человека. Произведения декоративно-прикладного искусства ассоциируются как с материальной, так и с духовной культурой народа. Они являются частью предметной среды, относятся к конкретной исторической эпохе, этносу, а также к определенным социальным условиям проживания отдельных групп людей.

Соломка на поле пропитана энергией солнца. Однако не каждая соломина подходит для мастера. Хороша ржаная солома, собранная вовремя. Для плетения лучше всего подходит солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого.

Сравнительно недавно украшения из соломки браслеты, кольца, бусы, брошки носила молодёжь на селе.

Сегодня соломенная бижутерия уже редкость, но мастера продолжают делать очень красивые украшения, разных стилей.

Если сами умеете плести можно придумать очень много интересного. Особенно если дополнить процесс, например, окрашиванием соломки. Можно плести и удивительно красивые головные уборы из соломки. Шляпки общеизвестны и до сих пор популярны летом, и они также могут быть очень оригинальными и красивыми. В просторных, обеспечивающих необходимую вентиляцию и температурный режим плетеных сосудах и корзинах, кулях и коробах хранили зерно, муку, корм для скота, грибы, ягоды и другие домашние припасы. Со стенками, плотно сплетенными из толстых и прочных жгутов соломы, в середину которых добавлялись "духмяные" травки (например, колючий чертополох, "перунов цвет", полынь), чтобы их не грызли мыши и не трогала плесень, они служили десятилетиями. Сегодня трудно поверить, но в старину соломенные кули и короба, пропитанные сосновой живицей, зачастую не уступали деревянным бочкам, не пропускали налитую воду! Секреты сегодня большей частью утрачены, приходится восстанавливать. Корзины и сумки, шляпы и пояса, сапетки (переносные ульи) и лапти - каждое соломенное изделие требует своего инструмента, своей механики плетения; для одного нужно подготовить соломенные жгуты, для другого специальные плетежки. Если все техники знать плести очень просто. А вот если не знать искать можно годами и десятилетиями, и в одиночки не найти того, что люди все вместе собрали за сотни лет. Мы же хотим придумать стильные современные шкатулочки для хранения украшений.

Экологичность в еде, интерьере и одежде. Сегодня это невероятно популярно и востребовано на Западе. Украшения из белорусского «золота» могут стать отличным трендом в мире моды. Радует, что у нас народная тема становится современной и выходит за рамки сувениров. Издавна считалось, что солома - отличный оберег. Она пропитана энергией солнца. Несёт тепло и позитив.


 

2. Технологический этап

 

Жизнь украшений начинается задолго до мастерской. Надо засеять поле, вырастить злак, вручную его собрать, почистить, нарезать откалибровать. Запарить и только потом приступать к плетению.

Главное в создании украшенья или декора шкатулки новизна и выразительность (суть творчества). Творческий поиск, порядок (этапы) работы над созданием выразительной декоративной композиции практически всегда одинаков:

  • замысел;
  • изучение исходных материалов;
  • выбор и разработка сюжета в эскизах (графический и колористический поиск);
  • оценочная деятельность на самых разных уровнях творческого поиска (средства выразительности, организации композиции);
  • исполнение в материале.

Конечной целью творческого поиска художника является создание яркого выразительного произведения, которое характеризуется гармоничным единством формы, декора, функционального назначения, связью с предметной средой. Художественный образ вещи – это эмоциональное отражение чувства художника, мысль (идея), заключенные в форму.

Плоские плетенки.

Плетение плоских плетенок позволяет получать из отдельных соломин плоские плетеные ленты. Они различаются по ширине, рисунку, плотности. Внешний вид плетенок, их прочность, жесткость, пластичность зависят от толщины, количества соломин и способов их переплетения. Сшивая плоские плетенки, можно изготовить различные предметы бытового и декоративного назначения. По числу соломин, из которых плетут плоские плетенки, их делят на двухконцовки, трехконцовки, четырехконцовки и т.д. Самая широкая плоская плетенка имеет одиннадцать концов.

Рассмотрим процессы выполнения следующих плоских плетенок: трехконцовки, четырехконцовки, пятиконцовки, шестиконцовки, "зубатки".

При плетении всех этих плетенок нужно соблюдать общепринятые правила:

- брать для плетения среднюю, равномерную по всей длине часть стебля соломины;

- соломины подобрать разной длины, чтобы они не кончались одновременно;

- плести плотно, так как при высыхании соломы плетение слабеет;

- наращивание следующей соломины производить после того, как заплетен стык предыдущей;

- наращивать соломину, вставляя один конец в другой, либо накладывая один конец на другой на 2 см, либо зацепляя путем расщепления стебля;

- загибы краевых соломин фиксировать точно под нужным углом, проглаживая их сильным движением пальцев;

плетенки из отдельных соломин плести от себя, держа выплетенную часть на коленях;

- толстые плетенки можно плести к себе, предварительно закрепив соломины на столе;

- законченную плетенку прокатать деревянной скалкой до ее высыхания, чтобы она стала ровной и плоской.

Для плетения трехконцовки (рис.100) используют две соломины. Соломину 1 располагают горизонтально, а соломину 2 - под углом 45° к ней (а). Затем концы соломины 2 сгибают под прямым углом друг к другу (б). Соломину 1 сгибают, в свою очередь, под прямым углом к соломине 2, расположенной справа (в). На следующем этапе соломину 2, расположенную слева, сгибают по линии, идущей под углом 45°. Затем соломину 2 справа сгибают также под углом 45°, перехлестывая находящийся в середине другой конец этой же соломины (г, д). Начиная с этого места, все операции плетенки трехконцовки повторяют в том же порядке.

 

Экологическая оценка технологии изготовления проекта

 

Изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, поскольку выполнены с минимальным использованием клеевых составов. Технология изготовления наших изделий предполагает возможность изготовления их из экологически чистых материалов – лён, соломка, бумага.

Обязательное соблюдение правил техники безопасности при работе с оборудованием и инструментами.

 


 

Вывод

 

Идея подарить соломке новую ювелирную жизнь воплотилась в ярких аксессуарах с национальным характером. Наша гипотеза: если в изготовить авторское украшение из соломки «белорусского золота», то можно выглядеть стильно современно модно, подтвердилась.

Из соломенных лент мы кропотливо сплетали различные косы, витушные цепочки. Овладели всеми техниками плоского и объёмного плетения. И придумывает оригинальную форму.

Хрупкая, неподатливая. В умелых руках солома становится мягкой и гибкой. Природный материал невозможно повторить: все украшения уникальны. Помимо авторских изделий, мы создали солнечные головные уборы и шкатулки. А золотая аппликация – это огромное желание и терпение. Мы стремится развивать тему соломенных аксессуаров, и будем их изобретать органично обогащаясь за счет индивидуального вклада отдельных мастеров, расширения технологических возможностей, применения новых материалов.

Природный материал невозможно повторить, все изделия уникальны, а золотая аппликация - это огромное желание и терпение.

Утратившее свое первоначальное бытовое ритуальное назначение, соломоплетение сохраняется и развивается нашими современниками как одно из величайших культурных и духовных наследий, доставшееся нам от предков, демонстрируя великолепную гамму своих декоративных свойств.

Невероятная тонкость, пластика и «белорусское золото» превращается не только в традиционные куклы, цветы, обереги, но и в удивительные украшения. Сравнительно недавно украшения из соломки браслеты, кольца, бусы, брошки носила молодёжь на селе. Однако сегодня, благодаря невероятно популярному и востребованному направлению «экологичность», в еде, интерьере и одежде актуальна соломенная и льняная бижутерия. Украшения из «белорусского золота» могут стать отличным трендом в мире моды.

Белорусские, и не только, мастера делают очень красивые украшения, в разных стилях. Радует, что народная тема становится современной и выходит за рамки сувениров.

Мы будем развивать тему соломенных аксессуаров и шкатулок для их хранения. Идея подарить соломке новую ювелирную жизнь с национальным характером воплотилась в наших изделиях.

 

 


Литература и информационные источники.

 

  1. 1.Лобачевская О. Кузнецова Н. Возьми простую соломку / О. Лобачевская Н. Кузнецова. – Мінск, Полымя 1988, 142
  2. 2.Методическое пособие по курсу: «Декоративная обработка соломки» Режим доступа: // https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-po-kursu- Дата доступа: 22.03.2019
  3. 3.Народнаемастацтва: мінулаеісучаснае: Матэрыялырэсп. навук.-творч. канф., Мінск, 19–20 мая1999 г. / рэдкал.: Р.Ф. Шаура (адк. рэд.) іінш. – Мінск : Бел. дзярж. ун-ткультуры, 2002. – 120 с.
  4. 4.Нащекина И. Инкрустация апликация соломкой Режим доступа: //http://nashekina.ru/soloma/inkrustaciya-i-applikaciya-solomkoy Дата доступа: 12. 03. 2019
  5. 5.Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник / сост. А.А. Теличко, В.И. Рыженко. – М., 2005.
  6. 6.Пляценне // Культура Беларусі: энцыклапедыя / рэд. калегія: В.В. Калістратава (гл. рэд.) [і інш.]. – Мінск: Беларуская Энцыклапедыя імя П.Броўкі. – Т.6 : М-Я. – 2015. – С. 188-189.
  7. 7.Саламяныя цуды "Залатога вернісажу": Вопыт работы аб'яднання па інтарэсах мастацкага профілю // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2016. – № 6. – С. 45-48. ч/з 1 251. Салаўёў, А. Полацкая цацка XVII-XVIII стст. / А. Салаўёў // Мастацтва. – 2002. – № 5-6. – С. 50-52.
  8. 8.Сахута Я. Беларускае народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва. / ЯМ Сахута – Мн., 2001.
  9. 9.Сайт [Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”]. – Режим доступа: // http://festival.1september.ru/articles/529521/. Дата доступа: 1.10.2019г.
  10. 10.Романюк М. Ф. Чистый источник» Художественная соломка Белоруссии / М. Ф. Романюк Мінск,1985 г
  11. 11.Шкут Н.Н.Белорусские художественные промыслы. / Н.Н Шкут– Мн, 1985.
  12. 12.Этнаграфія Беларусі. Энцыклапедыя. - Мінск: БелСЭ, 1989.


  

Приложение А

Технологическая карта 1

«Зубатка с елочкой» из 6 соломин

 


Этапы выполнения

Графическое изображение

 

Закрепите три соломины так как показано на рис. «а», для получения 6 рабочих концов

 shkat2shkat3
 

Соломину 1 перегнутьк себе, уложить поверх соломин 3.5 параллельно соломине 6. На схеме красная соломинка рабочая.

 shkat4shkat5
 

Соломину 2 от себя под соломины 4,6, 1 к соломине 5

 shkat6shkat7
 

Соломину 4- к себе поверх соломин 6,1 к соломинам 2,5

 shkat8shkat9
 

Соломину 3- за соломину5 поверх соломин 2,4 к соломинам 1,6

 shkat10shkat11
 

Соломину 5-от себя под соломины 2,4,3,1 поверх соломины 6

 shkat12shkat13
 

Соломину 5-от себя под соломину6 поверх соломин 1, 3 к соломине 4,2

 shkat14shkat15
 

Соломину 6-за соломинуу5 под соломины 1,3,4 поверх соломины 2

 shkat16shkat17
 

Далее плетение продолжать в последовательность, показанной на позициях «г-з»

 shkat18shkat19

 


Технологическая карта 2

 

Этапы выполнения

Графическое изображение

 

Сверху нужно отогнуть квадратик так, чтобы лента повернулась своей глянцевой стороной. Затем оборачиваете квадратик лентой еще 5-6 раз и сильно прижимаете пальцами места сгибов, чтобы при развороте ленты на ней осталась выполненная таким образом разметка

 shkat20shkat21
 

Теперь нужно подогнуть первый квадратик так, чтобы он совместился своей глянцевой стороной с матовой стороной четвертого по счету квадратика на полоске

shkat22shkat23

 

Придерживаете совмещенные квадратики левой рукой, правой берёте уголок получившегося "капюшона" и накрываете им совмещенные квадраты. Получится пирамида с двумя гранями

shkat24shkat25

 

Затем эту пирамидку берёте за основания двумя пальцами правой руки и переворачиваете ее на следующий квадрат, размещенный на полоске, так, чтобы квадратная сторона пирамидки полностью совпала с этим квадратом (рис.4).

shkat26shkat27

 

Так же взять за уголки основания пирамиды и опять опрокинуть ее на следующий квадрат полоски.

shkat28shkat29

 

Обкрутив бусину несколько раз, конец полоски срезать на уголок.

shkat30shkat31

 

Просунуть уголок под одну из сторон заплетенной бусины.

shkat32shkat33

 

Готовая бусина

shkat34shkat35

 


Приложение В

shkat36shkat37

roo new 

gmis mogilev slogan

карта обрсети

баннер картинка

molodezhprotiv

 prydnyaproue

logo new 2

служба занятости

bannerkdn

облгаз

изображение viber 2023-02-06 15-17-30-205

football all

Scan20230418194242socsorobl22