Сколько существует людей – столько и мнений. У каждого человека есть свое более или менее четкое представление о том, как растить детей и какие методы применять при этом. Большинство из этих методов основываются на личном примере воспитания, который применялся их родителями на них же самих, остальные – личное выбор родителя, который считает, что «так будет лучше» и «только так можно воспитать гения, настоящего мужчину, успешного в будущем ребенка».
Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка.
А ведь душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознаниие и подсознание. В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психо-эмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала...», «Папа велел…» и т. д. Взрослые люди, способные осознавать и контролировать, многое «подвергают сомнению», ставя психо-экологические защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами. Они не пускают в свое подсознание те установки, которые сознательно им не нужны. («Курить вредно!» – хочу и курю!). Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях.
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость - глупость, где важны стойкость, вера в себя исвои силы. Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Внимательно рассмотрите ссылки: "негативные установки", "позитивные установки" и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
Негативные установки:
– «Сильные люди не плачут»;
– «Думай только о себе, не жалей никого»;
– «Ты всегда, как твой (я) папа (мама)»;
– «Дурачок ты мой!»;
– «Уж лучше б тебя вообще не было на свете!»;
– «Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)...»;
– «Не будешь слушаться – заболеешь!»;
– «Яблоко от яблоньки недалеко падает»;
– «Сколько сил мы тебе отдали, а ты...»;
– «Не твоего ума дело...»;
– «Бог тебя накажет!..»;
– «Не ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет»;
– «Не верь никому, тебя обманут!..»;
– «Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!»;
– «Ты всегда это делаешь хуже других...»;
– «Ты всегда будешь грязнулей!»;
– «Женщина глупее мужчины...»;
– «Ты плохой!»;
– «Будешь букой - один останешься»;
– «Все хорошее всегда кончается, нельзя всегда есть конфетки...».
Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.
Позитивные установки
– «Поплачь - легче будет»;
– «Сколько отдашь - столько и получишь»;
– «Какая мама умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!»
– В тебе все прекрасно...»;
– «Какое счастье, что ты у нас есть!»;
– «Каждый сам выбирает свой путь»
– «Ты всегда будешь здоров!»;
– «Что посеешь, то и пожнешь»;
– «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя»;
– «Твое мнение всем интересно»;
– «Бог любит тебя!»;
– «Кушай на здоровье!»
– «Выбирай себе друзей сам...»
– «Как ты относишься к людям, так и они к тебе»;
– «Как аукнется, так и откликнется»;
– «Каждый может ошибаться! Попробуй еще!»;
– «Какой ты чистенький всегда и аккуратный!»;
– «Чистота - залог здоровья»;
– «Все зависит от человека...»;
– «Я тебя люблю любого...»;
– «Люби себя и другие тебя полюбят»;
– «Все в этой жизни зависит от тебя».
Как часто вы говорите детям...
– «Я сейчас занят(а)...»;
– «Посмотри, что ты натворил!»;
– «Это надо делать не так...»;
– «Неправильно!»;
– «Когда же ты научишься?»;
– «Сколько раз я тебе говорила!»;
– «Нет! Я не могу!»;
– «Ты сведешь меня с ума!»;
– «Что бы ты без меня делал!»;
– «Вечно ты во все лезешь!»;
– «Уйди от меня!»;
– «Встань в угол!».
Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка,и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
Эти слова ласкают душу ребенка
– «Ты самый любимый!»;
– «Ты очень многое можешь!»;
– «Спасибо!»;
– «Что бы мы без тебя делали?!»;
– Иди ко мне!»;
– «Садись с нами!..»;
– «Я помогу тебе...»
– «Я радуюсь твоим успехам!»;
– «Что бы ни случилось, твой дом - твоя крепость.»;
– «Расскажи мне, что с тобой...»;
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить…