Государственное учреждение
дополнительного образования
 
Центр творчества детей и молодежи 
 
"АГАТ"

Версия для слабовидящих

Наши контакты:
г. Могилев, ул. Большая Машековская, д. 9 б
т. +375 222738299, +375 2227 31132

ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

при прохождении аттестации педагогического работника на присвоение высшей аттестационной категории

Направление деятельности: Педагог дополнительного образования,

культорганизатор учреждений дополнительного образования детей и молодежи

Нормативные правовые акты, регламентирующие педагогическую деятельность, организацию образовательного процесса

Основы государственной политики в сфере образования. Государственные гарантии в сфере образования.

Основные термины, применяемые в Кодексе Республики Беларусь и их определения.

Требования, предъявляемые к педагогическим работникам. Права и обязанности педагогических работников.

Система образования в Республике Беларусь. Основное, дополнительное, специальное образование. Формы получения образования.

Контроль и самоконтроль за обеспечением качества образования.Кодекс Республики Беларусь об образовании о статусе дополнительного образования детей и молодежи, специфике освоения образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Правовой статус дополнительного образования детей и молодежи в системе образования в Республике Беларусь. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи.

Нормативы, регулирующие организацию образовательного процесса.

Специфика нового статуса и аттестации педагогических кадров в дополнительном образовании детей и молодежи.

Реализация образовательных программ в учреждении дополнительного образования детей и молодежи.

 

Список источников:

1.Кодекс Республики беларусь об образовании // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 13, 2/1795. «О правах ребенка» Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993г. №2570 - XII / Звязда. 1993. 11 дек.; Народная газета.1993. 14 дек.; / Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 33. Ст. 430.

2.«Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., 19, ст. 304). Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992 года

3.Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. №125. Мн.: Учреждение «ГИАЦ Министерства образования РБ», 2006.- 30с

4.Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011- 2015 годы. Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 г.№16.5.Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи. Утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. №149.

6.Положение о воспитательно-оздоровительном учреждении образования. Утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. №89.

7.Инструкция о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся. Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. №59.

8.Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях. Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2011 г. № 35а.

 

Современная теория и методика обучения и воспитания

Содержание образования и его компоненты. Деятельностный и личностно-ориентированный подход в образовании.

Структура учебной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности учащихся.

Технологии образовательного процесса. Классификация образовательных технологий. Современные средства обучения.

Организация образовательного процесса.

Контроль и оценка результатов учебной деятельности учащихся. Целеполагание и целепринятие в образовательном процессе.


Цель и задачи воспитания. Основные требования к воспитанию. Основные составляющие воспитания.

Гуманистический подход к воспитанию; субъект - субъектное взаимодействие в процессе воспитания. Детский коллектив как субъект воспитательного взаимодействия.

Организация воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса. План воспитательной работы.

Список рекомендуемой литературы

1.Кодекс Республики беларусь об образовании // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., 13, 2/1795.

2.Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республики Беларусь. Приложение к постановлению Мнистерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 125. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=W20615613. – Дата доступа 01.02.2013.

3.Воспитательная деятельность педагога : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л.Селиванова; под общ. ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.5.Кабуш, В. Т. Самоуправление учащихся : учеб. пособие. / В. Т. Кабуш. – 4-е изд. – Минск : Акад. последиплом. образования, 2005. 187 с.

4.Жук, О.Л. Педагогика /О.Л. Жук.– Мн.: БГУ, 2003. 420 с.

5.Кабуш, В. Т. Гуманистическая воспитательная система : теория и практика. – Минск : Академия последипломного образования, 2001. 332 с.

6.Катович, Н. К. Модели воспитания школьников: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов, воспитателей / Н. К. Катович. – Минск : НМЦентр, 2000. – 120 с.

7.Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2009.

8.Подласый, И.П. Педагогика. В 3-х томах. /И.П. Подласый. – М.: Гуманитарный центр “ВЛАДОС”, 2007.

9.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии /Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. 256 с.

10.Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009. 512 с.

11.Хуторской, А.В. Современная дидактика /А.В. Хуторской. СПб.: “ПИТЕР”, 2001. 544 с.

 

Теория и содержание преподаваемого предмета (реализуемого направления педагогической деятельности)

Роль и место дополнительного образования детей и молодежи в Национальной системе образования Республики Беларусь. Организация досуга и развитие способностей обучающихся.

Формирование современной системы дополнительного образования детей и молодежи. Система дополнительного образования детей и молодежи.

Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи (профили, направления, формы реализации, условия и возможности реализации, срок получения).

Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи. Организация деятельности объединений по интересам.

Общие требования к приему лиц для получения дополнительного образования детей и молодежи. Специфика получения дополнительного образования детей и молодежи на дому.

Система научно-методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи. Учебно- программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

 

Список рекомендуемой литературы

  1. 1.Дополнительное образование детей: Учеб. пособие / под ред. Лебедва О.Е. М.: Гуманит. Издат. Центр «ВЛАДОС», 2000. 256 с.
    1. 2.Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. М.: Изд-во «Флинта», 1998. -240 с.
    2. 3.Голованов В.П. Педагогика дополнительного образования
    3. 4.Кабуш В.Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика / В.Т. Кабуш // М-во образования Респ. Беларусь. Акад. последиплом. образования.- Мн.: - 2001. – 332 с.
      1. 5.Кабуш В. Т. Моральные ценности детского объединения / В.Т. Кабуш // Праблемы выхавання. 2003.

№6.- С.73-83.

  1. 6.Сущенко Т.И. Основы внешкольной педагогики. Мн.: Бел. Навука, 2000. 221 с.
  2. 7.Дополнительное образование детей : учебник для студентов педучилищ и колледжей / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. М, Михайлова. – М., 2002.
  3. 8.Евладова, Е. Б, Логинова, Л. Г, Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. М. : Владос, 2004.
  4. 9.Золотарева, А. В. Интегритавно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования. – Ярославсль, 2006.
  5. 10.Золотарева, А. В. Дополнительно образование детей : Теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль : Академия развития : 2004. 304с.


 

Современные технологии, методы, приемы, средства образовательной деятельности

по преподаваемому предмету (направлению педагогической деятельности), психологической помощи, коррекционной работы

Проектирование и моделирование педагогической деятельности педагога дополнительного образования. Диагностика потребностей и интересов детей в деятельности педагога дополнительного образования.

Основные формы объединений по интересам (кружок, секция, студия, школа юных, научное общество учащихся и др.). Специфика организации их деятельности.

Методы и формы организации занятий в объединениях по интересам.

Технологии интерактивного обучения и воспитания на занятиях объединения по интересам. Игра как метод и форма работы в объединении по интересам.

Проект как технология воспитания и обучения в объединении по интересам. Виды и формы контроля занятий. Критерии оценки достижений учащихся. Формы занятий творческого характера: конкурсы, игровые программы.

Клуб как форма объединения по интересам. Специфика организации образовательного процесса в клубном объединении по интересам.

Организация воспитательных мероприятий в деятельности педагога дополнительного образования. Критерии оценки педагогических достижений педагога дополнительного образования.

Информационно-коммуникационная компьютерная компетентность педагога.

Назначение и возможности информационно-образовательной среды учреждения образования. Использование электронных средств обучения в образовательном процессе.

Положительные и возможные негативные стороны широкого применения информационных технологий в образовательном процессе.

Возрастные особенности обучающихся.

Мотивы учебной деятельности в зависимости от возраста обучающихся. Девиантное поведение в подротковом возрасте.

Психологические процессы в малых группах. Стили педагогической деятельности.

Особенности организации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания.

Список рекомендуемой литературы

  1. 1.Кабуш В.Т. Человек: Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся / В.Т. Кабуш // Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы - детям»; Академия последипломного образования. - 4-е изд., испр.- Мн., 2000.- 83 с.
  2. 2.Инструктивно-методическое письмо «Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году» от 12.07.2012.
    1. 3.Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного обучения : Учебно

–методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб, 2005.

  1. 4.Иванченко, В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. – Ростов, Издательство : Учитель, 2007.
  2. 5.Иванов И.П. Коллективные творческие дела как средство коммунистического воспитания младших школьников. Методические рекомендации для студентов / И.П. Иванов. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983.

- 60 с.

  1. 6.Дополнительное образование детей : Учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. – М.,2000.
    1. 7.Малиновский А.В. Профессиональная позиция лидера детского объединения.
    2. 8.Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 320 с.
    3. 9.Чепурных Е.Е., Рожков М.И. Детские организации: шаг в будущее / Е.Е.Чепурных др.] // Воспитание школьников. 1993. №2. С.29-31.
      1. 10.Кашлев С. С. Технология интерактивного обучения. Мн.: Белорусский верасень, 2005. 196 с.
      2. 11.Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно методич. пособие. М.: Пед. об-во России, 2000. 224 с.
        1. 12.Дополнительное образование детей и молодежи / Н.В.Васильченко (гл. ред) Национальный центр художественного творчества детей и молодежи Минск, 2011. – 284с.
        2. 13.Культурно-досуговая деятельность учреждений внешкольного воспитания и обучения как фактор формирования социально-активной личности: мат-лы научно-практической конференции(г.Минск, 30-31 марта 2010г.)/гл. ред. Н.В.Васильченко.-Минск: Национальный центр художественного творчества детей и молодежи, 2010.-212с.
        3. 14.Гладкая, В.В. Специальная профессиональная компетентность педагогов как условие успешности процесса обучения детей с особенностями психофизического развития / В.В. Гладкая // Кіраванне ў адукацыі. – 2011. 6. С. 11-16.
        4. 15.Змушко, А. М. Интегрированное обучение и воспитание приоритет развития специального образования / А. М. Змушко // Адукацыя і выхаванне. 2010. №8. С. 3–10.
          1. 16.Немов,Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 631 с.
          2. 17.Пупцев, А.Е. Информационная культура педагога в условиях перехода к информационному обществу / А.Е. Пупцев // Сборник научных работ «Академии последипломного образования». – 2008. – Выпуск 4. С. 217–228.
            1. 18.Робберт, И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Учебно-методическое пособие. М.: «Дрофа», 2007.
              1. 19.Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д : Феникс, 2003. 544


с.

  1. 20.Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. // [Электронный ресурс].

2011. Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf. Дата доступа 01.02.2013.

roo new 

gmis mogilev slogan

карта обрсети

баннер картинка

molodezhprotiv

 prydnyaproue

logo new 2

служба занятости

bannerkdn

облгаз

изображение viber 2023-02-06 15-17-30-205

football all

Scan20230418194242socsorobl22