Государственное учреждение
дополнительного образования
 
Центр творчества детей и молодежи 
 
"АГАТ"

Версия для слабовидящих

Наши контакты:
г. Могилев, ул. Большая Машековская, д. 9 б
т. +375 222738299, +375 2227 31132

 

 Творческий проект

«Образы белорусской мифологии в технике вытинанка»

Объединение по интересам «ПОсиДелки»

 

 vyt1 

 

 

 

педагог дополнительного образования

Коваленко О.И.

Адрес: 212002 г. Могилев,

ул. Б. Машековская, 9Б

Контактный телефон:

8 (0222) 73 85 62

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

 

Содержание

 

Паспорт проекта                                                                                             

Введение                                                                                                 

1. Основная часть

         1.1 Традиции                                                                                

1.2 Современное рассмотрение                                                     

1.3 Белорусская мифология                                                         

2. Технологический этап                                                                      

Вывод                                                                                                     

Литература и информационные рерурсы                                             

Приложения                                                                                              

         Приложение А                                                                                     

         Приложение Б                                                                                    

         Приложение В                                                                                     

        


 

Паспорт проекта

 

Название проекта «Образы белорусской мифологии в технике вытинанка».

Тип проекта: художественно-творческий.

Участники проекта: Воспитанники средней группы объединения по интересам «ПОсиДелки». 11-14 лет.

Сроки реализации проекта: долгосрочный проект – в течение учебного года.

Цель проекта: Познакомиться с мифологией Беларуси. Разработать и изготовить вытинанки с мифологическими персонажами Беларуси.

Задачи проекта

  • Развить познавательный интерес, художественные и творческие способности у детей;
  • Формировать расширять и углублять знания учащихся по истории развития декоративно-прикладного творчества Беларуси.
  • Проанализировать эскизы и выбрать лучший вариант для выполнения вытинанки.

Формы и методы реализации проекта. Теоретический метод исследования анализ научной и специальной литературы по теме «Белорусская мифология» и «Белорусская вытинанка».

Художественно-творческий проект предполагает не только создание предметов прикладного искусства, но и творческое восприятие действительности, образное мышление, творческий подход к заданной теме.

Актуальность проекта Сохранение культурно-исторического наследия. Возможность развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка.

Формы представления результатов проекта: оформление материалов исследования, проведение познавательных занятий по теме «Вытынанка» в группах объединения по интересам «ПОсиДелки», художественное изделие в виде выставочных и подарочных работ.

Учреждения и организации, во взаимодействии с которыми выполняется проект: библиотека-филиал № 4 имени М. Лермонтова», Могилевский государственный колледж искусств

Прогнозируемые результаты

- расширение знаний учащихся о традиционных белорусских и местных изобразительно-художественных и декоративно-прикладных видах творчества

- воспитание уважения к сокровищам белорусской культуры.

Материалы и оборудование: листы плотной цветной бумаги (или картона), листы тонкой бумаги контрастного цвета, клей ПВА, карандаши, калька, маленькие ножницы с тонкими прямыми кончиками, линейка, рисунки вытинанок.


Введение

 

Богов греческого Олимпа мы перечислим с закрытыми глазами. О том, кто такие покемоны, знаем доподлинно. Хоббиты обожаемы не только детишками, но и взрослыми. Сказочный продукт, взятый из прошлого или придуманный в настоящем, идет на ура. Есть момент, которым белорусы могут гордиться. Например, греческую мифологию изучают только по историческим документам и литературным произведениям. А вот у белорусов в какую хату ни зайдешь, услышишь: «Я сама видела или моя мама говорила». Когда мы приезжаем в деревню то от старшего поколения слышим десятки таких историй: «У домовенка лапочки мягонькие, как куделя, смех – колокольчиком...» Но вот издания, записи – это одно. Хорошо бы показать богатейший культурный пласт фольклора и своим воспитанникам. Так родилась идея создания проекта по белорусской мифологии. Соединить вытинанку и образ героя для оживления собственной идеи.

Сколько созданий – столько и преданий. Домовик и домовуха – хранители очага. Шатаны и злыдни – сбивающие добрых людей с толку. Зюзя и Мороз – хозяева зимней поры. Зюзя – бог зимы, Леля – богиня весны, Тетя – богиня лета и Житень – бог осени. "Вужыны кароль” – Король Ужей – персонаж мифов и сказок.

Вытинанка (“выцінанка”, “выразанка”, “выразка”, “выстрыганка”, “выбіванка”) – вид народного декоративно-прикладного искусства, ажурный узор, вырезанный из чёрной, белой или цветной бумаги; а также техника традиционного вырезания из бумаги. Термин распространен на территории Беларуси, Польши, Украины. В белорусской искусствоведческой науке используется с 80-х годов ХХ века.

О происхождении этого явления традиционного искусства в Беларуси однозначно сказать можно немного. Силуэтное вырезание, распространившееся в кругах европейской знати с конца ХV века, в наименьшей степени повлияло на народные вырезки. Вытинанка развивалась самостоятельно как один из видов декоративно-прикладного искусства. Об этом свидетельствуют общие для всех других видов народного творчества образы и мотивы, которые закрепились и в вытинанке.

Ушли в прошлое чудесные узоры, забылись имена мастеров. Но сегодня, когда нас всех интересуют страницы нашей истории, искусство «выцінанкі» получает вторую жизнь. Какое поле деятельности для развития творчества мастеров и творческих объединений!

Следует отметить, что белорусская выцинанка из бумаги имеет свои характерные особенности техники, правил, сюжетов и типов, выделяющие ее среди других традиций вырезания из бумаги.

 

 


1. Основная часть

1.1 Традиции

 

На территории Беларуси наиболее широко вырезки были распространены в виде «фіранак» и вырезанок которыми украшался интерьер жилого помещения. Это один из забытых видов народного декоративного творчества, который в свое время в 19 веке имел яркий, но короткий расцвет, в наши дни переживает свое второе рождение. Это «выцінанка» (вырезанка, выстреганка, витинянка, выклеянка)

В 18-19 веках «выцінанка» распространяется по всей территории Беларуси. Первой причиной такой популярности можно считать широкое использование бумаги в бытовых целях.

Второй причиной распространения «выцінанак» явилась смена характера интерьера белорусского жилья. С переходом от "черной" (задымленной) избы к "чистой" интерьер ее заполняется художественными тканями, вышивкой, изделиями из дерева и т.п. Не последнюю роль в формировании внутреннего убранства жилища играли и «выцінанкі»; они были тесно связаны с жизнью народа, его верованиями и представлениями, являлись наиболее доступной формой художественного творчества белорусов.

Третьей причиной являются культурные взаимовлияния белорусов с другими народами. Важно отметить, что в каждой местности складывались свои художественные особенности этого вида народного творчества. Украинские вырезки веселые, пестрые, излишне яркие и отличаются дробностью мотива. Для Прибалтийских «выцінанак» характерны строгие линии узора, сдержанность, часто встречаются натуралистические композиции. Белорусские и польские «выцінанкі» - решатся в спокойных и сдержанных тонах. В них достаточно и умиления, и житейской практичности. Узоры приближены к орнаменту вышивки, ткачества, росписи, резьбы по дереву и т. д. Например, в элементах «фіранкі» встречаются элементы гардинных тканей.

По установившемуся обычаю «выцінанкамі» украшали интерьер жилища каждый год перед народными праздниками, особенно перед Пасхой (Великий день) и к Рождеству. Их вешали на потолочные балки, на стены избы. Даже двери были украшены резной бумагой, не говоря уже про "кут", где молились, где висели иконы. «Выцінанкі» с геометрическим орнаментом использовались в качестве занавесок на окнах, салфеток на полках и столах. Узорами из бумаги украшали не только избу, но и культовые постройки черными или полихромными «выцінанкамі».

Для белорусских «выцінанок» характерны сдержанные, простые по композиции геометрические и растительные мотивы. Редко встречаются образа зверей и человека. Зато птицы - самые излюбленные мотивы для «выцінанак». Это имело символический и особый магический смысл. В «выцінанках» наиболее часто встречаются изображения "Дрэва жыцця" и Петуха. Мотив "Дрэва" олицетворял связь земли и неба. Образы птиц души умерших. Однако теперь эти мотивы сохранились только как традиционные художественные формы.

«Выцінанка» ажурный узор, вырезанный из белой, черной или цветной бумаги.

Термин «выцінанка» употреблялся в основном в западной Беларуси. В восточных, центральных и южных территориях бытовали названия: «выразкі» и «выразанкі». Встречается термин и «выстрыганка». Наряду с такими понятиями широко бытовали и названия, которые указывали на конкретное назначение изделия. Так, круглую (розетковую) «выцинанку», которой украшали стены жилища, часто называли «кветкі». Бумажные узорные занавески из бумаги на окнах "фіранкі", треугольные салфетки "вугольники". Несомненно, что в каждом районе существовали свои названия, которые забылись и исчезли вместе с работами.

Мотивы «выцінанак» разнообразны, в одном случае это переработка того, что давно используется в других видах народного творчества, в другое вольная трактовка сюжета. Узоры «выцінанак» подразделяются на геометрические и изобразительные (растительные, зооморфные, предметные и т.п.) и представляют собой синтез символов, образов, понятий далекого прошлого, выраженных в условных и обобщенных формах.

Геометрические связаны с традиционными геометрическими мотивами ткачества, вышивки, резьбы по дереву и т.п.

Растительные перекликаются с появившимися в первой половине нашего столетия расписными сундуками и коврами, прорезной резьбой и т.д.

Зооморфные, связанные с языческой мифологией древних народов, у большинства работ это "птушкі", символ счастья и добра.

Предметные обогащенные узором, силуэтные изображения архитектурных (альтовых и гражданский) сооружений, предметов быта и т.д.

Традиционное для белорусских мастеров "дрэва жыцця" выполняется во многих вариантах. В одном случае оно выступает как самостоятельное законченное произведение, в другом - как центральный мотив декоративной композиции. Изображение "дрэва" состоит из двух частей: основы и кроны. В основании дерева обычно бывают вырезаны силуэты людей, птиц, животных, по одной фигуре с каждой стороны ствола или простой геометрический орнамент. Крона прямоугольная, квадратная, круглая или овальная украшена мелкими вырезками. В центре кроны некоторых «выцінанак» изображено еще деревце. Оригинальное "дрэва жыцця", на ветках которых изображено множество "птушек".

Большое влияние на характер узора выцінанак оказал городской уклад жизни, распространившиеся в 19 веке расписные фабричные ткани, обои, посуда, альбомы для рукоделия и т.п. Так для большей имитации структуры ажурных гардинных тканей, техника вырезания бумажных занавесок ("фіранак") дополнялась круглой просечкой различных по диаметру отверстий, вырезанием ножом ячеистой сетки, на фоне которой изображали растительные узоры.

По способу оформления «выцінанкі» можно подразделить на одинарные (однодетальные), многочастные и комбинированные. Одинарные прорезные орнаментальные композиции изготовлялись из одного листа бумаги. Многочастные из нескольких листов разноцветной бумаги. По технике изготовления и способу подачи изображения их подразделяют на "накладные" и "составные". Накладные «выцінанкі» ("выклеянкі") изготовлялись из нескольких листов бумаги и наклеивались друг на друга, чем достигалась своеобразная пластическая фактура /рельеф/ узора. Составные композиций образуются из многих отдельных элементов. Комбинированные «выцінанкі» имеют богатый художественно-образный язык и разное образное композиционное решение за счет использования нескольких техник вырезания и рельефного декора.

В настоящее время художники выполняют «выцінанкі» комбинированным способом, варьируя способы складывания и используя различные по цвету листы бумаги. Такие работы уже не наклеивают на белую стену избы, а используют как картина-панно, которые оформляются в рамку под стекло.

«Выцінанкі» вырезали большими пружинными ножницами, которыми в деревне стригли овец. Опытные мастерицы считали их более удобными, чем обычные маленькие ножницы. Отсюда и характер узора, и рисунок мотива укрупненные, с большими и чаще всего прямолинейными вырезками. Внутренние контуры узора вырезали остро заточенным ножом. Для пробивания мелких отверстий использовали пробойники (высечки) металлические трубочки различных диаметров с заточенной с одной стороны кромкой.

Вырезать ажурные узоры из бумаги специально никто не учился и делали это главным образом женщины, когда в деревне собирались на посиделки, девушки наблюдали как вырезает наиболее искусная мастерица и старались ей подражать. Бумажные занавески вместе с рушниками, скатертями, покрывалами и т.д. входили в приданное девушки-невесты.

В Беларуси «выцінанкі» пережили недолгий, но бурный расцвет. 3 конце 19 в. и особенно в первой половине 20 столетия трудно было представить себе жилище белорусов без этих своеобразных украшений - кружевных картинок, удивляющих тонкой работой, безукоризненным вкусом и бесконечной фантазией. Однако под влиянием городской моды в большинстве деревень «выцінанкі» исчезают, сохраняясь только в некоторых отдаленных районах.

Новый кратковременной расцвет «выцінанкі» пережили в послевоенные года, затем окончательно исчезли, оставаясь только в народной памяти. Большая коллекция «выцінанак» хранится в Музее древне-белорусской культуры института искусствоведения, Этнографии и Фольклора АН РБ. Еще в 50-е начало 60 годов во многих деревнях могилевской области можно было увидеть чудесные шторы («фіранкі») и «карунки» для украшения полочек.

 


 

1.2 Современое рассмотрение

 

Важный переломный момент для искусства ажурного вырезания из бумаги наступил в начале 80-х годов: наметились три направления в его развитии. Первое - творчество народных мастеров, работающих в традиционных центрах вырезания; второе - декоративная деятельность самодеятельных вырезальщиков, ориентированная на народное или профессиональное искусство; третье творчество профессиональных художников в области художественного вырезания.

В следствии этого изменяется с 80 годов ассортимент «выцінанак». Например, В. Дубинка впервые использовал вырезанные узоры из бумаги для оформления детских книг; художница Л. Валеева мотивами своих «выцінанак» украшала упаковки для сувениров. Множество работ в этой технике сегодня не наклеивают на стены, а оформляют как самостоятельные художественные произведения. Современная «выцінанка» многим напоминает графику. Один из первых кто начал возрождать эту технику еще в 70 года фотокорреспондент в. Дубинка, перенявший мастерство от матери. Сначала вырезал для забавы, потом пришла потребность показать себя. Первые его узоры были простыми, с растительными и геометрическими элементами. Затем появились люди, деревья, птицы, архитектура. Он первый провел выставку «выцінанкі» в минском Дворце Искусств которая дала начало расцвету этой техники.

Первым шагом расцвета стала выставка «Беларуская «выцінанка» в которой приняло участие большое количество мастеров.

Композиционно устойчивые работы создает Нина Соколова-Кубай, Татьяна Маркевич и Лариса Лось. Работает в этой технике М. Воронецкий и Ю. Малышевский из Ружан Пружанского района.

Совсем уникальный, даже экстравагантный способ применения нашла эта техника в декорациях. В 1994 году в Могилевском театре кукол прошла премьера спектакля «Піліпка і ведзьма», в оформлении были использованы работы Л. Микиной.

Наиболее плодотворно и последовательно работает в этом направлении студия ДПИ «Фантазия» Гродненского педучилища.

В могилевском педагогическом колледже с 1990 года работает творческая группа «Майстар» на базе художественно-графического отделения под руководством ведущего преподавателя Араслановой Т.А. Небольшие панно, праздничные конверты и сувениры, пригласительные билеты и праздничные плакаты, творческие работы дали возможно активно развиваться в Могилеве старой «вытинанке».

В конце 90-х годов на выставках «выцінанкі» появились объемные птицы, украшенные ажурным узором.

С недавнего времени в Могилевском культпросветучилище также развивается эта техника под руководством С. Адамович.


 

1.3 Белорусская мифология

 

С высоты нашего цивилизованного века может показаться, что жизнь белорусов в старину была невероятно скучна и лишена всяких красок. Ни тебе сериалов, компьютерных баталий, виртуальной сети. Чем было развлечься людям в свободное от работы время? А вот и было чем – уверяют этнографы и краеведы. Будни наших предков наполняли яркими впечатлениями представители параллельного мира – почти 500 персонажей хранит белорусская мифология: домовые и подобные им особи, «населявшие» дома, леса, поля, реки. Диковинный народ может и сегодня послужить культуре и делу, если его вернуть из забытья.

Весь мир древние белорусы делили на три части: верхнюю, среднюю, нижнюю. Верхняя Небо место нахождения главных богов богов света, добра. Средняя часть Земля, здесь живут земные боги, множество добрых и злых духов, люди, животные, растут дивные растения. Нижняя часть - Подземный мир место обитания подземных богов и духов, в большинстве своем недобрых, олицетворяющих тьму, зло, холод.

Все три мира соединены между собой мировым древом. У белорусов это Дуб. Корни Дуба уходят в Подземный мир, ствол находится в среднем, а крона достигает Неба. Место, где растет Дуб, является центром мира. Находится этот центр где-то далеко, но дорога к нему хорошо известна. Из хаты во двор, со двора в поле. Через поле, реку, через лес и горы, к синему морю. Средь синего моря - остров. На нем камень. На том камне растет Дуб. Вот здесь и находится центр мира.

Земля у славян отождествлялась с женским началом, рождающим и плодородящим. Небо у славян отождествлялось с мужским началом. Существовало представление о семи небесах. Эти небеса могли растворяться либо в исключительных случаях или же в особые дни (ночи), также во время сильной грозы.

Мир белоруса – всецело мир его земли в белорусском фольклоре намного меньше упоминаний о дальних краях в сравнении с фольклорам русским. Мир белоруса можно охватить взглядом: это – поле, озеро, лес. Не огромная необъятная родина, но “родны кут”, край, уголок, который никогда не надоедает его обитателям. Белорус – патриот своей, исконно принадлежащей ему земли. Об этом свидетельствуют его песни и сказки, его пословицы и поговорки (“У сваiм краю, як у раю”, “Кожнаму свой куток мiлы”, “Усякаму мiла свая старана”). Краеугольное понятие белорусской народной культуры – малая родина.

Белорус – житель равнин. Он воспринимает землю как живое и родное ему существо. Во многом в боязни оскорбить “мац i зямлю” и кроется причина того, что белорусский крестьянин очень редко матерился. Земля для белоруса – не просто место обитания. Земля – фундамент бытия белоруса, его главная опора, его Космос. В этом Космосе причудливо переплелись реальность и миф: в водоемах живут зеленобородые водяники, “заведующие” течением, помутнением воды, разливами рек. В полевых делах крестьянам также помогал житень – седой дед решительного нрава. Если видел бесхозяйственность, мог наказать неурожаем. Бог осени Житень покровительствует и над крестьянскими полями. Он появляется перед древнерусам в виде пожилые мужчины, низкого роста, худого, даже костлявый, с всклокоченными волосами. Имеет три глаза: два как у обычного человека и третье на затылке. Житень выглядит грозным, будто вечно чем-то недовольный.

Белорусы почитают озера, ручьи, криницы. Особенно почитаема криничная вода, которая зовется живой - оздоровляющей, очищающей. Белорусы почитают озера, ручьи, криницы

Почитали в деревнях и жевжика. На вид – сухонький поджарый пенсионер с бородкой. Заправлял делами на реках и озерах. Зато быстро приходил на помощь тем, кто терпел бедствие на воде, протягивая свой шест.

Русалки – один из центральных образов и белорусской мифологических традиций. Прежде всего, это никакие не морские полудевы-полурыбы, а обычные женщины с ногами, без всяких хвостов. Они выглядят как девушки и женщины с распущенными светлыми волосами в белых одеждах. Очень часто у них не видно лиц, потому что они покойницы. Причем не любые покойницы, а неправильно умершие и из-за этого не имеющие упокоения на том свете. Белорусские русалки шутовки это вполне нормальные, даже красивые женщины. Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки типичный и очень значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечёсаной девке)» (из словаря Даля). Преобладающий цвет волос русый, отчего историк С. М. Соловьев производит само название «русалка» «с русыми волосами».

По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек, очень бледных, с зелеными волосами и длинными руками.

Велес бог подземного мира, хранитель богатства и домашних животных. Его представляли могучим великаном с длинными волосами и бородой. Он дает людям талант, высокий рост, хороший голос, тонкий слух.

Жиж бог огня. Живет он под землей, занят тем, что расхаживает и выпускает из себя огонь. Если ходит медленно, то земля согревается, а если быстро, разогревается слишком сильно, из-за чего возникают пожары, которые уничтожают леса, сенокосы, сушат огороды, поля становятся бесплодными.

Ох маленький, бородатый божок, который живет под землей. Любит людей и всегда готов прийти им на помощь.

Зюзя бог зимы. От глагола «зюзеть» мерзнуть, околевать от мороза. Белорусы представляют Зюзю так: старый, с белыми, как снег, волосами и такой же длинной бородой, низенький, толстый, в белой теплой одежде, однако ноги его босые и голова ничем не покрыта. В руке носит железную булаву. Зюзя большую часть зимы проводит в лесу. Иногда заходит в деревню по разным причинам: чтобы предупредить крестьян о суровой зиме в будущем году, помочь кому-нибудь например, спасти от холода бедную семью или просто поесть кутьи. Белорусы уважают Зюзю.

Помощник бога зимы Мороз (Дед Мороз, Ледяной Дед). Это старик с синим или красным носом. Он весь белый, потому что одет в снег, лед и иней, только губы у него красные. Вместо усов и бороды сосульки чуть ли не до земли. Иней - это пыль, что сыплется с Мороза.

Богиня Леля в славянском понимании – вечно юная, молодая, красивая, жизнерадостная и прекрасная Богиня Весны. По характеру славянская Богиня Леля жизнерадостна, добра, весела, игрива. Она могущественна по-особому – ее сила в том, чтобы пробуждать спящие растения, животных, пространство, время, людей – весь Мир. Там, где присутствует Богиня славян Леля, начинают расцветать деревья, весенние цветы и травы, петь вешние птицы и влюблённо улыбаться люди.

Жена Перуна Тётя богиня лета, попечительница урожайности крестьянских полей, олицетворяла благополучие и щедрость. Тётя дородная женщина зрелого возраста.

Трасца название череды духов, которые наводят на людей разные болезни. Они выходят из земли и бродят по свету весной и осенью.

Деды духи предков, в которых воплощалась бессмертная человеческая душа. Главным духом усадьбы является Хатник. В восточных регионах Беларуси его называют Домовой.

Купальский дедок добрый лесной бог, встретить которого можно в лесу на Купалье. Только Купальский дедок может беспрепятственно собирать Купальские цветы; он ходит с корзиной и наполняет ее цветами, отчего она горит, как жар.

Король Ужей змеиный хозяин. Большая змея с короной на голове и золотыми серьгами. Каждую осень ведет всех ужей в теплые края.

Самобытность белорусской мифологии, ее подчеркнутая заземленность опиралась на идентичные природные явления, на те же общечеловеческие категории добра и зла.


 

2. Технологический этап

Методика выполнения декоративной композиции

 

1. Разработка композиции. Эскизирование.

В декоративно-прикладном искусстве используются общие законы композиции, которые, в этом случае, имеют свои особенности и специфику. В качестве лекал для работ использованы эскизы интернет сайтов с доработкой педагога.

Первая и главная особенность декоративно-прикладного искусства содержится в самом названии это искусство носит прикладной характер. В отличие от станковых произведений произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не утрачивают связи с утилитарной функцией и полностью выявляют свое художественно-образное содержание лишь во взаимодействии с окружающей средой.

Материальная основа декоративно-прикладного искусства накладывает отпечаток и на композицию. В нее включаются орнамент, различного рода узоры на предметах и т.д. Наиболее характерными композиционными закономерностями являются цельность, симметричность и ритм.

• Цельность проявляется в строении, соподчинении отдельных частей друг другу, конструкции предмета;

• Симметрия - равновесие, похожести левой и правой частей объекта;

• Ритм - повторяемость одного или нескольких элементов через определенные интервалы.

Для симметрии характерно относительное спокойствие, равновесие. частей, ритму свойственна большая или меньшая степень движения. Композиция организует как внутреннее построение произведения, его соотношение с окружающей средой и зрителем. По характеру построения декоративной композиции на плоскости могут быть орнаментальными, орнаментально-тематическими и тематическими. Важную роль в создании замкнутой структуры декоративной тематической композиции играет общий характер силуэта всей композиции и силуэтов составных частей. Чтобы замысел воспринимался зрителем легко и доступно, силуэты должны иметь форму простых, лаконичных фигур.

Сюжетная тематическая композиция в цвете имеет следующий план работы:

1. Разработка эскиза композиции к выбранной теме.

2. Работа над образами.

3. Тоновое решение.

4. Подбор цветной бумаги.

5. Изготовление пробных вырезок частей композиции.

6. вырезание деталей композиции.

7. Оформление композиции (определить размеры и пропорции основы композиции, расположение вырезок на основе по слоям, монтаж деталей композиции на основу).

2 Работа над образами.

Зарисовки основной источник для выбора темы, сюжета, узора «выцінанкі» и. Материал для образов собирают повсюду, используя для этого все, что окружает нас и изучение научной стороны темы. В качестве лекал для работ использованы эскизы интернет сайтов с доработкой педагога.

В основе работы над образами лежит их стилизация творческая переработка форм природы ил предметного мира, обобщение образа путем выделения наиболее типичных черт. При стилизации отбрасываются второстепенные детали и сохраняются лишь некоторые общие его признаки.

В ажурных вырезках народных мастеров и художников профессионалов часто используются симметричные ажурные силуэты птиц, животных, растений, бабочек, архитектурных сооружений и т. д. В некоторых композициях встречаются изображения несимметричных фигур это двухфигурные симметричные композиции. Эти фигуры соединяются между собой в симметричные композиции носами, головами, хвостами или же с помощью промежуточных соединительных элементов ветки дерева, листья и т. д.

3. Цветовые разработки

Самая широкая сфера, где используется цвет это религиозные и магические образы. При этом «палитра» магии неширока. На Беларуси она ограничивается тремя цветами белым, красным и черным (иногда применяется также желтый, охра, коричневый, оранжевый и синий). Каждому цвету приписывается определенное смысловое значение и магическая сила.

При выполнении композиции в технике «выцінанка» поиск гармоничных и выразительных сочетаний цветовых пятен одна из главных задач. Цвет должен создавать настроение, соответствующее содержанию. Он может быть реальным, условным или чисто декоративным.

«Выцінанкі» могут быть монохромными (одноцветными) и полихромными (многоцветными). Одноцветные композиции отличаются графичностью, многоцветные красочностью. И те, и другие художественны. Для фона надо брать более плотную бумагу, чем для вырезывания изображений. Если нет бумаги нужного цвета, можно протонировать ее самим.

4 Последовательность выполнения декоративной композиции в материале

Работа над композицией в технике «выцінанка» выполняется в определенной последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует соблюдать как обязательные правила. Любая работа над композицией, помимо выбора сюжета, составления эскиза композиции, подбора бумаги, вырезывание деталей изображения и т.д. требует завершения: раскладывание деталей на фоне, наклеивание и высушивание. Хорошо продуманная композиция, т. е. размещение того, что надо изобразить залог успеха. От аппликации её отличает то, что всё изображение это цельный кусок бумаги. Если не наклеенную «выцінанку» поднять за один уголок, она поднимется вся целиком, и будет напоминать связанную крючком салфетку.


Вывод

 

Пантеон богов и мифических персонажей свидетельствует о большой, богатой и разнообразной культуре языческой Беларуси, которая, несмотря на христианизацию, сохранилась, продолжала и продолжает жить в белорусском народе. Некоторые имена не сохранились (христианизация Беларуси принесла свои результаты), а от некоторых остались лишь имена, и мы не знаем, кем они являлись. Но все-таки надо отметить, что и этот пантеон, несмотря на неполный состав, является большой ценностью для культуры белорусского народа.

Следует отметить, что белорусская выцинанка из бумаги имеет свои характерные особенности техники, правил, сюжетов и типов, выделяющие ее среди других традиций вырезания из бумаги.

Особенности белорусского вырезания из бумаги – это герметичность узоров, использование своеособенного набора символов-архетипов (сохранившихся еще с дохристианских времен в народном искусстве), типичный набор местных канонических сюжетов: Дерево Жизни, Мать-Родительница, Женская доля, Цветок и другие. Индивидуальность мастеров проявляется в создании уникальных композиций, своем истолковании и преподнесении тех или иных канонических сюжетов, использовании техник и элементов, присущих только им.

В каждой местности Беларуси выцинанака приобретала стилистические и содержательные особенности, присущие мировосприятию людей, живших здесь. Они есть и сегодня. Но, кроме этого, наблюдаются ещё и различные тенденции к пониманию самого процесса развития выцинанки.

Тем не менее, основные принципы выцинанки неизменны: основной материал в этой технике – бумага, а инструмент – ножницы (причем бабушки вырезали теми, что предназначены для стрижки овец).

В данном проекте были произошло знакомство с белорусской выцинанкой из бумаги и с мифологическими образами Беларуси.

Разработаны и изготовлены вытинанки с мифологическими персонажами.

 


Литература и информационные рерурсы

 

  1. 1.Арасланава Т. Магілеўская даўніна, 1993 г. Магілеў. Бумажные кружева.
  2. 2.Беларускі арнамент і яго ужыванне ў народным мастацтве; вучэбна-метадычнае пасобіе. МАПН. 1996г. г. Магілеў.
  3. 3.Васілевіч У. А. Міфы бацькаўшчыны / У. А Васілевіч. Бел. энцыклапедыя, рэд Мн. БелЭн. 1994.
  4. 4.Васілевіч, У.А. Беларуская міфалогія / У.А. Васілевіч. Мінск: Універсітэцкае,2001.202 с.
  5. 5.Воеводина,Л.Н. Мифология и культура: Учебное пособие./ Л. Н. Воеводина. М.: Институт общегуманитарных исследований,2002.- 355 с.
  6. 6.Жабинская М.П. Выцінанка. / М.П Жабинская, Методическое пособие. Мн., Полымя.1996
  7. 7.Калацэй,В. Сонечны крыж і вытокі каляндарнай абраднасці беларусаў / В.Калацэй // Вяснана Беларусі: Рэпертуарны зборнік.Мінск: НЦТДіМ,1998.22с.
  8. 8.Кацар М. С. Беларускі арнамент. Ткацтва, вышыўка. / М. С Кацар Мн.; БелЭн,1996
  9. 9.Коваленко В. И. Ажурные узоры из бумаги. / В. И. Коваленко ВГУ, г. Витебск, 1996
  10. 10.Ладыгина, О. М., Миф как явление культуры / О.М. Ладыгина. - М.: Полярная звезда, 2000396с.
  11. 11.Сахута ЯМ. Народныя мастацкія рамествы Беларусі. / Я.М. Сахута;-Мн., Беларусь. 1996
  12. 12.Сахута, Я.М. Сучаснае народнае мастацтва Беларусі / Я.М. Сахута; [мастак В.Г. Паўлавец]. – Мінск: Беларусь, 2013. – 255 с.
  13. 13.Шамак, А. Міфалогія беларусаў/А.Шамак. Мінск, Неман, 2013. 256 с.
  14. 14.Шамякіна,Т.І.Міфалогія Беларусі (нарысы)/ Т.І.Шамякіна.Мінск: Мастацкая літаратура,2000.366 с.
  15. 15.Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі. Мн.,1984
  16. 16.Левкиевская Е. Какими были русские русалки о русалочьих ногах и хвостах, колосящейся ржи, потерянном гребне, железных грудях, неправильной смерти, танцах, щекотке и соблазнении мужчин/ Елена Левкиевская Режим доступа https://arzamas.academy/materials/129 Дата доступа: 01.04 2020.

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

«Палитра» магии на Беларуси

На Беларуси она ограничивается тремя цветами белым, красным и черным (иногда применяется также желтый, охра, коричневый, оранжевый и синий). Каждому цвету приписывается определенное смысловое значение и магическая сила.

Белый это цвет добра, исцеления, удачи, победы над злыми духами, цвет приумножения, очищения, приобщения к миру добрых духов и богов. Считается, что «это цвет символизирует состояние доброго согласия и взаимного благожелательства между живыми и мертвыми. Белый это цвет, угодный добрым духам и вместе с красным означающий жизнь. Поэтому там, где обращаются к силам жизни, употребляют белое или красное, или то и другое вместе. Белый цвет означает также и чистоту, поэтому все обряды очищения сопровождаются окрашиванием в белое или ношением белых одежд, талисманов и пр. Белые животные или птицы у всех народов считаются особыми, священными и используются для жертвоприношений добрым духам или для освятительных обрядов.

Не менее почетное место красному цвету. Он символизирует такие важнейшие для человека понятия, как жизнь, сила, энергия; он отмечает все выдающееся, возвышающееся над обыденным это цвет богов. Вместе с белым он образует «жизнеутверждающую» пару, противостоящую черному как цвету отрицания, зла и смерти. Сам человек, согласно мифам, был «сделан» из «земли» красный. Красный цвет сопровождает человека от рождения до смерти, помогая ему бороться с болезнями и несчастьями, воодушевляя на большие свершения и войны, отмечая важнейшие события его жизни. Новорожденных детей мазали красной краской, надевали на руку красную повязку, чтобы защитить от злых духов.

В медицинской магии красный самый употребительный цвет. Почти от всех болезней применяются красные амулеты, повязки, шнурки, привязываемые к больному месту, контакты с красными птицами или животными и т. д. Он даритель жизни, пищи, благоденствия и здоровья, главный воин и охранитель от зла, это символ ума и зрелости, мудрости.

Белому и красному в сочетании позитивным жизнеутверждающим цветам противостоит черный изображающий зло, темноту, страдание, несчастье, болезнь, смерть. Белые и черные полосы - символизируют «жизнь и смерть». Некоторые черные краски обладали лекарственным действием. В другом случае, черный цвет выступает в магических обрядах «управления дождем».

Цвета желтый, оранжевый, охра цвета главного бога Солнца, цвета Матери-Земли. В различных районах Беларуси мастера специально окрашивали различные предметы быта в «солнечные» и «земельные» цвета, придавая этому магическое значение. Самым распространенным таким цветом был коричневый.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Открытое занятие

Изготовление пасхальной открытки- вытинанки

vyt2

 

Тема: Изготовление пасхальной открытки- вытынанки.

Цель: дать представление о технике ажурного вырезания поделок из бумаги – вытынанках, их видах и практическом применении в быту и повседневной жизни.

Задачи:

1.Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства - вырезка – вытынанка. Ознакомить учащихся с техникой выполнения.

2.Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

3.Воспитывать коммуникабельность в творческой группе, аккуратность, поощрять творческую активность, культуру труда.

Материалы и оборудование: лист плотной цветной бумаги (или картона), лист тонкой бумаги контрастного цвета, клей ПВА, карандаш, калька, маленькие ножницы с тонкими прямыми кончиками, линейка, вытинанки учащихся.

Ход занятия

Основная часть.

1. Рассказ о технике «вытынанки».

Вытынанки какое необычное слово! Простейшей вытынанкой являются всем знакомые снежинки, которые мы часто вырезаем из бумаги перед Новым годом.

Вытынанка (от укр. «вытинати» – вырезать) – это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства; ажурное вырезание из бумаги, кожи, ткани, бересты, дерева.

Мы знаем, что бумагу придумали в Китае. Там же впервые и начали вырезать из нее различные изделия.

Такой вид вырезания стал называться «цзяньчжи» Сначала вырезали драконов, позже – героев легенд, духов, бабочек, рыб, птиц, людей и цветов. Такие картинки вывешивали на окна, чтобы защитить дом от зла. В некоторых поселениях перед свадьбой украшали жилище белыми вытынанками, которые изготавливали невесты. Считалось, что лучшая невеста та, у которой самые ажурные вытынанки.

Потом через Ближний Восток бумага, а вместе с ней и техника вытинанки попали в Западную Европу И где бы ни появлялась бумага, ее сопровождало искусство бумажного вырезания.

В Беларуси - выцiнанка (чит. выцинанка), в Украине - витинанка (чит. вытынанка), в Литве – karpiniai (чит.карпиняй) в Польше – wycinanka (выцинанка), в Европе - силуэтное вырезание, в России – вырезка.

С помощью ножниц и бумаги стали украшать интерьеры домов. Поделки из бумаги вешали на стены, на окна в качестве занавесок. Мебель вместо вязаных салфеток тоже покрывали вытинанками. По установившемуся обычаю крестьянки украшали избы вытинанками каждый год перед Новым годом, Рождеством, Пасхой. Старые вытинанки снимались и заменялись новыми. Их вешали на потолочные балки и на стены изб. С появлением в деревне глянцевой бумаги вытинанка заменила в некоторых районах давнюю роспись стен. В крестьянском быту хорошо известен способ украшения одежды аппликациями-вытинанками из кожи, с которыми могли быть связаны по технике выполнения бумажные вытинанки.

2. Виды вытынанок. Вытынанки бывают:

- одинарные

- сложные

- ажурные

- силуэтные

Одинарные вытынанки– сделаны из одного листа бумаги, его можно сложить 2, 4, 6, 8 раз или не складывать вовсе.

Сложные вытынанки всегда делали из нескольких листов бумаги разного цвета. Они делятся на:

  • составные – создаются из небольших фрагментов, которые затем собираются в единую композицию,
  • накладные – разноцветные листы бумаги накладываются один на другой так, чтобы каждый цвет был хорошо виден.

Силуэтные украшения – возникли во Франции в середине 18 века, оттуда распространились по Европе. Их резали из красной бумаги маленькими ножницами. Этим искусством занимались и Н.В.Гоголь, и И.Репин.

3. Использование вытынанок в жизни.

Несложность технических средств, доступность и возможность создания шедевров делают вытынанки популярным и любимым творчеством как взрослых, так и детей. С помощью вытынанок можно очень красиво и оригинально оформить помещение к новогоднему празднику.

Для украшения жилища сейчас вытынанки используют как элементы интерьера и декора стен, мебели. Сегодня мы изготовим пасхальную открытку– вытынанку.

Физкультминутка

Практическая часть

Техника безопасности.

Инструменты и материалы, необходимые для изготовления вытынанок.

Обычно для выполнения вытынанок используют тонкую, но прочную бумагу разных сортов.

Для работы необходимы: острые ножницы разной длины, прямые, изогнутые и фигурные. Для мелких деталей обычно используют маникюрные.

Последовательность выполнения вытынанки.

Лист бумаги сложить пополам цветом внутрь (это будет лицевая сторона) и с помощью кальки или копировальной бумаги перевести узор со схемы (мы приводим рисунок только одной открытки). Далее вырезать узор ножницами, начиная с самых мелких деталей и постепенно переходя к более крупным. Чтобы вырезать глаз у птички, сложить бумагу в нужном месте пополам и вырезать маленький полукруг. По такому же принципу вырезаются все симметричные детали. Чтобы вырезать асимметричные детали, нужно проколоть дырочку внутри вырезаемого пространства, ввести туда ножницы и аккуратно вырезать бумагу. Иногда прорезается линия и от нее идут различные насечки.

Вырезав узор, аккуратно развернуть вытинанку (в процессе работы этого делать не стоит). Получилась симметричная картинка, которую нужно выровнять. Для этого положим ее в тяжелую книгу или легонько прогладим утюгом через лист бумаги.

Из листа картона вырезать прямоугольник размером 22х17 см (размер открытки может быть произвольным, главное, чтобы композиция на ней размещалась свободно). Полученный прямоугольник перегнуть пополам по вертикальной линии. Чтобы открытка складывалась легче, линию сгиба можно легонько подрезать лезвием. Пометить на лицевой стороне открытки вертикальную осевую линию. По центру вытинанки с изнаночной стороны нанести маленькие капельки клея и аккуратно наложить ее на картон, совмещая осевые линии. Затем постепенно приподнимать картинку справа и слева и приклеить края. Бумагу при этом не натягивать и не прижимать, чтобы не деформировать узор. Если капли клея оказались большими, излишки снять.

Чтобы открытка имела законченный вид, ее можно взять в рамочку, добавить надписи и т. д. Если картон открытки двухсторонний темный, внутри приклеить кусочек светлой бумаги для поздравления.

Напоминаю вам, что все части узора в вытинанке должны соединяться между собой.

Вырезанные ажурные узоры обычно наклеивают на основу (картон, бумагу) при помощи клея, содержащего минимальное количество влаги, иначе бумага деформируется. Лучше всего подходит клеящий карандаш. Обычно сначала фиксируется центральная линия вытинанки (линия сгиба). Затем постепенно, параллельно центральной линии, клеем смазывают участки бумаги и аккуратно приклеивают их к основе с одной стороны линии сгиба, а затем то же выполняют, с другой стороны.

Подведение итогов. Какие материалы нам необходимы, чтобы выполнить вытинанку? Какие инструменты? Каким образом мы должны сложить бумагу, чтобы получить симметричную вытинанку? С какой стороны нанесем рисунок? (Ответы.)

Рефлексия. Поднимите левую руку ладошкой вверх. На ней ваши знания до сегодняшнего урока. Поднимите правую руку ладошкой вверх. На ней знания и умения, которые вы получили на сегодняшнем уроке. Соедините их вместе и скажите себе: «Я молодец, я преумножил свои знания и умения».

Ребята! Вами была проделана очень интересная работа, в ходе которой вы показали, что вам присуще терпение, усидчивость, аккуратность, фантазия и старание. Я вами очень довольна!

Список литературы

  1. 1.Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. – С.-П.: Паритет,2007, - 128с.
  2. 2.Соколова-Кубай Н. Н. Узоры из бумаги. – М.: Культура и традиция, 2006, - 79с.

Интернет – ресурсы:

  1. 1.https://moreidey.ru/azhurnoe-vyirezanie/vyirezanie-vidyi-i-tehniki.htm- Художественное вырезание из бумаги.
  2. 2.http://fb.ru/article/172907/chto-takoe-vyityinanki-i-kak-ih-delat- Что такое вытынанки?
  3. 3.https://www.015.by/news/1362515/uzory-i-zagoguliny-master-iz-grodno-pokazal-kak-v-belorusskih-derevnah-iz-obycnoj-bumagi-delali-cudo

https://wycinanka-by.livejournal.com/3485.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Полезные советы:

  1. 1.Детям безопаснее вырезать ножницами, т.к. нож все-таки есть нож. При вырезании им нужно беречь руки, не держать пальцы на вырезаемой линии, не выходить за пределы коврика для вырезания. Коврик нужен, чтобы не испортить стол. Продаются специальные коврики для вырезания. Если такого коврика нет, его можно сделать из куска линолеума или толстого картона.
  2. 2.Схему рисуют и вырезают с изнаночной (обратной) стороны будущей вырезки.
  3. 3.Так же, как и при вырезании ножницами, работу начинают с самых мелких деталей, затем вырезают детали в центре, затем - по краям, и только потом - контур, если он есть.
  4. 4.При необходимости плавно поворачивать бумагу так, чтобы было удобнее вырезать.
  5. 5.При вырезании прямых линий можно пользоваться линейкой.
  6. 6.При использовании канцелярского ножа чаще отламывать затупившийся конец лезвия.
  7. 7.Нельзя оставлять части вырезаемых областей неотрезанными, а потом отрывать их руками. Работа будет выглядеть неаккуратно и таким образом ее можно нечаянно порвать.
  8. 8.В зависимости от назначения вырезки и выбранного сюжета, подобрать подходящий фон и приклеить на него работу.

Правила работы с ножницами:

  1. Не бери ножницы без разрешения учителя.
  2. Работая ножницами, следи за пальцами левой руки.
  3. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд.
  4. Не держи ножницы острыми концами вверх.
  5. Не оставляй их в раскрытом виде.
  6. Для резания по прямой линии перемещай ножницы вперёд.
  7. При вырезании круглых деталей поворачивай заготовку.
  8. Детали со сложным контуром можно вырезать, выполняя ряд надрезов.
  9. Чтобы вырезать по одной непрерывной линии, поворачивай бумагу в разные стороны.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Технологическая последовательность

1. Подбор материала

2. Распечатка схемы деталей

3. Вырезание

4. Склеивание

Этапы работы

1.Выбрали инструменты, бумагу, переходим к подготовительному этапу работы- тщательному переносу изображения со схемы на бумагу. Для этого используем копировальную бумагу. Изображение готово, начинаем вырезать.

2.Вырезаем все мелкие детали.

3.Затем прорезаем сплошные линии контура, а также соединительные отрезки возле изображения.

4. Пунктирные линии продавливаем инструментом которым может служить пустой стержень от шариковой ручки.

5. Сгибаем заготовку по самой крупной пунктирной линии под углом 90 градусов.

6. Надавливаем пальцами на изображение и выдавливаем его вперёд, сгибая все детали под углом 90 градусов.

Физкультминутка

Отдых наш - физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз присели, два - привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой – встанькой, словно стали.

А потом пустились вскачь,

Словно мой упругий мяч.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Повторим еще разок.



 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

vyt3vyt4 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Готовые вытинанки

        vyt5vyt6 

          

 

roo new 

gmis mogilev slogan

карта обрсети

баннер картинка

molodezhprotiv

 prydnyaproue

logo new 2

служба занятости

bannerkdn

облгаз

изображение viber 2023-02-06 15-17-30-205

football all

Scan20230418194242socsorobl22