Государственное учреждение
дополнительного образования
 
Центр творчества детей и молодежи 
 
"АГАТ"

Версия для слабовидящих

Наши контакты:
г. Могилев, ул. Большая Машековская, д. 9 б
т. +375 222738299, +375 2227 31132

Творческий проект

«Белорусский орнамент в изделиях из бисера»

Объединение по интересам «Криничка»

 biser1 

Кочеткова Анастасия, 11 лет,

Евменчикова Анна ,11 лет,

Карпекина Дарья, 13 лет

педагог дополнительного образования

Евменчикова О.В.

Адрес: 212002 г. Могилев,

ул. Б. Машековская, 9Б

Контактный телефон:

8 (0222) 73 85 62

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

 

Паспорт проекта

 

Название проекта: «Белорусский орнамент в изделиях из бисера».

Тип проекта: художественно-творческий.

Участники проекта: Кочеткова Анастасия, 11 лет, Евменчикова Анна, 11 лет, Карпекина Дарья, 13 лет

Сроки реализации проекта: Среднесрочный проект два месяца.

Цель проекта: Изготовить браслеты из бисера с белорусским орнаментом.

Задачи проекта

  • Развить познавательный интерес, художественные и творческие способности у подростков;
  • Формировать расширять и углублять знания учащихся по истории развития декоративно-прикладного творчества Беларуси;
  • Разработать дизайн браслета;
  • Разработать технологическую карту изготовления изделия.

Формы и методы реализации проекта. Теоретический метод исследования – анализ научной и специальной литературы по теме «Белорусский орнамент», плетение из бисера.

Важным аспектом является опора на эмоциональную сферу:

  • Вызов заинтересованности в работе над проектом;
  • Увлекательный, эмоциональный рассказ;
  • Стимулирование положительных переживаний, связанных с результатом труда;
  • Практические: показ приемов работы, индивидуальная работа учащихся.

Актуальность проекта Творческий проект «Белорусский орнамент в изделиях из бисера». представляет пример изготовления изделия, которое является не просто украшением, но и воплощает в себе традиции края, подчеркивая патриотизм и уважение к истории своего народа. Данный проект позволит по-новому взглянуть на декоративно - прикладное искусство и понять его ценность и важность

Ресурсы проекта: бисер, нити, иглы, карабины, ножницы.


 

Введение

В наши дни все большую популярность получают украшения ручной работы. Стильные модницы носят то, что когда-то носили наши бабушки. И среди украшений нельзя не выделить украшения из бисера. Эти изделия смотрятся очень красиво и оригинально. Такие аксессуары из бисера с орнаментом и народными мотивами в настоящее время требованы. Особенно белорусский орнамент и узоры. Их часто используют в текстильной промышленности и в различных изделиях бижутерии.

Смело можно говорить о том, что в современной молодежной культуре появилась волна интереса к народному орнаменту. В продаже все чаще можно увидеть украшенные народным узором майки, сумки, рубашки и многое другое. Между тем сегодня о значении этих самых узоров рассказать может даже не всякая деревенская бабушка, а ведь раньше у каждого орнамента было свое символическое значение.

Найти сегодня объяснение символики орнамента можно в этнографических трудах прошлого века, когда бабушки еще помнили о том, что значит каждый из узоров. Разобраться в этом непростом вопросе попробуем и мы.

Нам показалось интересным, изготовить украшения из бисера с белорусским орнаментом. Идея проекта отозвалась. Поэтому было принято решение изготовить браслеты из бисера с орнаментом, в объединении по интересам. Подобная вещь, сделанная своими руками имеет корни в далеком прошлом и актуальны, в современном контексте. Они могут быть изготовлены из доступного материала, в них присутствуют элементы, белоруской вышивки из родных символов, а они в свою очередь носят обереговый характер.

Таким образом стоит рассмотреть и изучить следующие вопросы:

- ознакомиться с литературой по теме «История применения бисера в Беларуси», «Белорусский орнамент»

- рассмотреть и выбрать для работы элементы и символы белорусского орнамента.

- изучить различные техники плетения из бисера.

- составить последовательность изготовления изделия.

- изготовить фенчки или браслет из бисера с элементами белорусского орнамента.


 1.Основная часть

1.1           История применения бисера в Беларуси

 

В наши дни бисер является одним из самых популярных материалов для ручной работы. Из бисера сейчас делают всё: украшения, аксессуары, игрушки, предметы интерьера, дизайнерские объекты, даже предметы одежды, обувь…

История этого уникального материала очень богатая, за тысячелетия она пополнилась множеством интересных фактов. Многие книги по бисеру содержат сведения по истории этого материала, множество информации есть в интернете. Как правило, статьи по истории бисера начинаются с Древнего Египта и заканчиваются его ролью в искусстве России. Сведения по использованию бисера в Беларуси можно найти в исследованиях по стеклоделию, в литературе по истории белорусского костюма и быта белорусов. Собирая по крупицам информацию из различных источников - книг, статей из газет и журналов, из рассказов искусствоведов и специалистов по декоративно-прикладному искусству, получилась коротенькая история применения бисера в Беларуси, от самых истоков. На территории Беларуси бисер известен с раннего железного века. До нашей эры стекло и изделия из него попадали к нам из античных центров стеклоделия, первый бисер и бусины на территорию Беларуси привезли бродячие торговцы. Делали бисер и у нас. В I в. до н.э. – I в. н.э. на территории современной Беларуси стали появляться стекольные мастерские. При археологических раскопках находили остатки таких мастерских с различными приспособлениями для изготовления бусин – формочками для литья, сосудами с застывшей стекломассой, сырьё и готовые изделия. В древнем Гродно, Полоцке, Новогрудке было налажено производство стекла и различных изделий из него, в том числе украшений, бисера, бусин. Изготавливали бисер и бусины также из глины, металла, янтаря. При раскопках захоронений разного периода от раннего железного века до позднего средневековья огромное количество стеклянных украшений, ожерелий из бисера и бусин было найдено в городах Беларуси – Минске, Заславле, Логойске, Витебске, Друцке и почти на всей территории Минской области. В XVIII в. бисер изготавливали в местечке Уречье Любанского района Минской области и в Гродно на мануфактуре стеклянных бусин.

В декоративно-прикладном искусстве Беларуси бисер был распространён не так широко, как в России и Украине. Чаще всего из бисера делали шейные украшения в виде бус, нанизанных на льняной или шёлковый шнурок, или конский волос. Носили как одну нить бисера, так и несколько одновременно. На бисерные нити часто подвешивали медные крестики или иконки. Бусинами украшали металлические украшения – височные кольца и серьги, шейные гривны, пояса. Вышитую бисером одежду находят в многочисленных женских захоронениях. Бисером и бусинами вышивали края наплечных покрывал, воротники-стойки и подолы одежды. Бисером также вышивали обувь и головные уборы. Бисером и стеклярусом украшали культовые предметы – оклады икон, орнаты (одежда для богослужения).

В XVII в. искусство шитья золотом, жемчугом и шёлком достигло высочайшего расцвета. Оно дало начало ветковскому шитью бисером. Городок Ветка Гомельской области (Восточное Полесье) размещается на историческом стыке трёх народов: белорусов, украинцев, русских. Это оказало влияние на стилистические приёмы белорусских мастериц. Искусство шитья, «саженья» жемчугом и камнями - классический способ украшения икон, происходящий ещё из Византии. Шитые оклады называли «ризами», «одёжками». В XIX веке для изготовления окладов жемчуг чаще стали заменять бисером – более доступным материалом.

Знаменитая «бисерная» эпоха XVIII - нач. XIX в. стала временем наибольшего расцвета бисерного искусства. Коснулась она и белорусских вышивальщиц. В технике вышивки «вприкреп» изготавливали разнообразные изделия – панно для украшения интерьера, дамские сумочки, чехлы для зонтов. Мастерицы работали по готовым схемам, часто узорами служили тканые или вышитые изделия, которые имелись в каждом доме. Вышивали также по картинкам и репродукциям произведений искусства, выполненным белорусскими, польскими и западноевропейскими художниками. В Витебском областном краеведческом музее хранятся изделия, вышитые очень мелким бисером, это сумочки с металлической фурнитурой, фрагмент изделия с бисерной вышивкой, небольшие панно с сюжетными вышивками.

В конце XIX - нач. XX в. шитью жемчугом и бисером обучали в основном в монастырских мастерских. К мастерицам отдавали учиться 5-6-летних девочек, которые имели склонность к такому тонкому ремеслу. Но ветковское шитьё можно назвать не только монастырским. Жемчугом, золотом и бисером ветковчане украшали одежду, головные уборы, делали украшения. В этот период на Гомельщине были популярны шейные украшения из бисера – «кружки», «горлячки» с орнаментом из ромбовидных и крестообразных элементов, аналогичным орнаменту тканых и вышитых изделий. Бисерные плетёнки часто были многоцветные, в них гармонично сочетались красный, синий, жёлтый, белый, чёрный цвета. Встречались и чёрно-белые с ромбическим узором.

Изучая книги и журналы по работе с бисером, присматриваясь к украшениям, заинтересовали браслеты, выполненные в технике гобеленового плетения.

Гобеленовое плетение – один из видов техники бисероплетения, при котором количество бусин в основе может быть, как четное, так и нечетное. А это очень удобно при создании симметричных рисунков. Его техника удивительна, с помощью нее блестящие разноцветные крупинки складываются в причудливые узоры. Используя видовые картинки, схемы картин и орнаментов вышивки крестом, можно сделать эксклюзивные изделия из бисера. Перед началом освоения технологии гобеленового плетения из бисера необходимо составить схему изделия с нанесением на нее рисунка или орнамента, а также формы окантовки. Работая иглой, набирая бисер нужно строго придерживаться схемы, которая должна лежать рядом.

Украшения, выполненные из бисера, получаются очень яркими. Преимущество работ из бисера в том, что они со временем не выцветают, оставляя свои сочные краски на долгое время.

 

1.2  Белорусские узоры

 

Для создания узора изделия мы обратились к традиционной белоруской вышивке. Узоры и орнаменты – особенный вид народного творчества, тесно связанный и представляющий собой целую сложную структуру.

Белорусские узоры – самобытные колоритные элементы, уникальные своим древним происхождением, а также оригинальным видом. Их применение не теряет популярности с давних пор и по сей день. Ношение узоров стало особым видом патриотизма, проявляемого к своей стране.

Какие цвета у нашего народного орнамента?

В каждом народном орнаменте можно отметить общие тенденции – определенные цвета и символы. Орнамент Беларуси исключением не стал. Наши предки, как и большинство славян, использовали в основном для вышивки цвета белый и красный. У каждого из данных цветов свое значение. К примеру, белый фон символизировал чистоту. Уже красные узоры на этом фоне означали цвета крови, солнца, жизни.

Как ни у кого из славян у наших предков вплоть до 20 века сохранилась чистота данных узоров. Уже с конца века 19 добавился также цвет черный. Этот цвет, справедливости ради отметим, не преобладал никогда. В основном с его помощью подчеркивали красный.

В наших национальных узорах никакие другие цвета не применялись никогда. Уже в самих народных костюмах иногда можно встретить также желтый или синий. Любопытно, но не смотря на обилие зелени в природе нашей республики зеленый цвет почему-то не использовался никогда.

Какая особенности символики нашего орнамента?

Сразу же следует подметить следующую особенность – символика смерти отсутствовала в наших узорах. Как правило вся вышивка на одежде носила обережный характер, не смотря на то, что сегодня уже подобных значений современные покупатели не вкладывают. Наши предки верили в то, что определенные знаки помогали в определенных ситуациях, соответственно знаков, которые бы несли значения горя, смерти или боли у нас вообще отсутствовали.

Думали над вопросом о том, почему на одеждах орнамент располагался только в определенных вполне конкретных местах. Увидеть узоры можно вокруг лица на головных уборах, на манжете, на вороте. Предки верили, что зло не может проникнуть в тело человека защищенное тканью. В свою очередь в местах прорех человек беззащитен, поэтому там нужен орнамент.

Кстати, даже на самих кроснах, на которых ткалось полотно, наносились специальные обережные знаки.

Знаки-обереги на одежде по мнению древних белорусов помогали совсем не меньше лекарей тех времен. Если человек болел – ему вышивали на рубахе определенные знаки, которые помогали выздороветь.

 

2.Технологический этап

 

Описание технологической части творческого проекта.

  • Выбор фенечки или браслета, их обоснование.
  • Выбор материала для объекта, дизайн-анализ.
  • Подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места.
  • Техника безопасности при выполнении работ.
  • Конструкция изделия, эскиз (описание этапов конструирования объекта).
  • Технология изготовления изделия, графические материалы.

Инструкционно - технологическая карта.

Изделие должно быть заметным, т.е. оно должно быть красивым и выделяющимся и соответствовать моде. Работа из бисера должна быть аккуратной, оригинальной и яркой. Возникшие дефекты должны быть устранены в процессе работы.

Изделие должно иметь низкую себестоимость.

Экономическое обоснование проекта

 

Материал

Масса, размер

Стоимость

1

бисер

200 г

18 руб.

2

леска

100 м

12 руб.

3

карабины

 

9 руб.

4

иглы

 

6 руб.

Стоимость изделий                                                        45 рублей.

Стоимость 3 изделий 45 рублей, одного 15 руб.

Экологическая оценка технологии изготовления проекта

Бисероплетение не приносит никакого вреда экологии, так как это:

  • Практически безотходное производство, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоемы.
  • Рациональное использование природных ресурсов.
  • При работе нет вредного для организма человека запаха.
  • Бисероплетение и экономия в семейном бюджете:
  • Изделия из бисера модны, востребованы.
  • Экономия денежных средств в отличие от предметов, украшений, приобретенных в ювелирных салонах.

Обязательное соблюдение правил техники безопасности при работе с оборудованием и инструментами.

Вывод

 

В культуре орнамента Беларуси кроме таких важных упомянутых выше символов были и другие символы – человека, предков, песни, хлеба и много другого.

Обычно в качестве заглавных узоров для браслета или колье используется орнамент. Каждый из узоров несет определенный смысл, рассказывая свою уникальную историю. Тем любопытнее сегодня взглянуть на эти узоры, которые были некогда важной частью жизни нашего народа.

Это так же может быть народный белорусский, украинский орнамент. Интересно смотрятся этнические мотивы североамериканских индейцев и браслеты в стиле хиппи.

В ходе творческой работы изучена история применения бисера в Беларуси, технология гобеленового плетения бисером.

Стало понятным, что бисероплетение не только формирует эстетический вкус, понятие прекрасного, но и черты характера, необходимые любому человеку. Это терпение, аккуратность, чувство меры, усидчивость.

Бисер содержит в себе огромный потенциал, ведь эти маленькие бусинки можно использовать как мощный элемент цветовой магии. Каждый цвет имеет свое уникальное значение, которое может существенно повлиять на вашу жизнь.

Если узнать все значения цветов, подобрать правильные комбинации – получится создать для себя талисман, который можно носить с собой или же оставить дома. Для окружающих – красивая вещица, а для вас – амулет из бисера – это надежный защитник. Подобрать цвета можно по простой схеме, а сочетать их – уже личная фантазия и практика.

Делать простые вещи из бисера не сложно, не нужно особых умений или навыков. Такая работа руками – творческая, интересная, кропотливая, но очень приятная. Результат тоже порадует – созданное своими руками украшение несет в себе мощную энергию, а какую – уже вам решать. Создать своими руками можно любую вещь – правильно активируйте ее, и она принесет вам много радости.

Изделия из бисера во все времена ценились высоко, являясь частью народной культуры. Поэтому, профориентация в сфере ремесла, бисероплетения в частности, одно из перспективных направлений деятельности в экономике.

 


 

Литература и информационные рерурсы

  1. 1.Божко Л.А. Бисер. / Л.А. Божко.– М.: Мартин, 2003
  2. 2.Гадаева Ю.В Бисероплетение. Флора и фауна: Практическое пособие / Ю.В.Гадаева. – СПб.: КОРОНА принт, 2001
  3. 3.Глёкер Штефани Цветы из бисера: подарки, украшения, аксессуары. / Ш. Глёкер – Арт-родник, 2008
  4. 4.Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. / Н.А. Гусева – М.: Айрис-пресс, 2003
  5. 5.Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. / М.В. Ляукина – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006
  6. 6.Морас Ингрид Зоопарк из бисера / И. Морас – Арт-родник, 2008
  7. 7.Чудесные мгновения. Бисер/№10 – 2008
  8. 8.Чудесные мгновения. Бисер/№7 – 2008
  9. 9.Якимовская Л.В., Свиридова А.А. Уроки бисероплетения. / Л.В. Якимовская, А.А. Свиридова, – СПБ.: КОРОНА принт, 1998
  10. 10. Бисероплетение com – портал о вышивающих бисером людях Режим доступа http://biseropletenie.com/ Дата доступа: 01.04 2020.
  11. 1.Электронный журнал «Hobby-live» Режим доступа http://hobby-live.ru/Content/handmade/biser/istoriya_bisera.html Дата доступа: 01.04 2020.
  12. 2.З тонкіх шкляных трубачак калолі драбнюткі бісер Режим доступа https://biservera.livejournal.com/4720.html Дата доступа: 01.04 2020.

 


 

Приложение

Технологическая карта

Изготовление браслета из бисера с орнаментом, по схеме.

Материалы и инструменты: бисер, нити, иглы, карабины, ножницы.

 

Этапы выполнения

Графическое изображение

1

Для плетения браслета нам понадобится:

  • бисер
  • игла для бисероплетения
  • крепкая, но тонкая нить

 biser2

2

  • Для начала рисуем схему браслета. Можете воспользоваться той, которую я нарисовала, а можете создать свой рисунок (кусочка пустой сетки вам хватит)

 biser3

3

Начинаем с нижнего ряда. Набираем одну бусинку и проходим иглой еще раз, чтобы закрепить нить.

 biser4

4

Набираем нижний ряд по схеме.

 biser5

5

Набираем две бусинки второго ряда и проходим иголкой в две крайние бусины первого ряда.

 biser6

6

Снова проводим иглу через две новые бусинки и выходим внутрь второго ряда.

 biser7

7

Набираем новую бусинку и крепим ее к третьей бусинке первого ряда, как показано на схеме.

 biser8

8

По такому же принципу заканчиваем второй ряд.

 biser9

9

Набираем две бусины третьего ряда и крепим их к двум крайним бусинам предыдущего второго ряда.

 biser10

10

И по знакомой схеме плетем до конца ряда.

 biser11

11

Когда вы сплели уже 10-15 рядов, и изделие уже удобно держать в руках, можно вернуться к хвостику, с которого все начиналось, и убрать его. Не знаю, как вам, а мне он жутко мешает всегда.

 biser12

12

Для этого распускаем петлю.

 biser13

13

Заводим иглу во второй ряд на несколько бусин.

 biser14

14

За поперечные ниточки заводим иглу, делая петлю, и проводим в эту петлю иглу два-три раза.

 biser15

15

Узелок затягиваем покрепче и уводим ниточку в третий ряд.

 biser16

16

Нитку вытягиваем наружу.

 biser17

17

Теперь нитку можно обрезать.

 biser18

18

Когда вы доплели браслет до конца согласно схеме, можно пришивать фурнитуру (застежку).

 biser19

Обязательное соблюдение правил техники безопасности при работе с оборудованием и инструментами.

1.Аккуратно работать с ножницами и иглами.

2.Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

3. Передавать и переносить ножницы колечками вперед, и с сомкнутыми лезвиями.

4.Соблюдать правильную осанку во время работы.

7.1 Санитарно-гигиенические правила

1. Нельзя перекусывать нитку зубами.

2. Мыть руки перед началом работы.

З. Рекомендуется делать перерывы в работе не реже, чем через каждые 1,5 часа, так как устают пальцы и утомляются глаза.

 biser20

 

roo new 

gmis mogilev slogan

карта обрсети

баннер картинка

molodezhprotiv

 prydnyaproue

logo new 2

служба занятости

bannerkdn

облгаз

изображение viber 2023-02-06 15-17-30-205

football all

Scan20230418194242socsorobl22